Как проверить датчик детонации

Многие автомобилисты сталкиваются с вопросом, как проверить датчик детонации! Для начала не мешало бы разобраться, что же это за устройство, каковы его функции, и как именно он работает.

Как проверить датчик детонации – виды поломок

Таким нехитрым термином называется устройство, отвечающее за определение момента появления детонации в движке, и является датчиком электронной системы, которая контролирует работу двигателя авто во время впрыска топлива. Его принцип работы основывается на пьезоэффекте. Таким образом, как только появляется детонация, немедленно возникает и вибрация в двигателе, что, в свою очередь, приводит к сжатию пьезоэлектрической пластины, находящейся в датчике. В результате этого на концах пластины возникает разность потенциалов.

Как проверить датчик детонации

К сожалению, данный прибор не является исключением и, как все детали автомобиля, иногда выходит из строя. В этом случае на панели управления загорается соответствующий индикатор, мотор, правда, работает в полную силу, и автомобиль будет ездить, как обычно. Так как датчик детонации является электронным устройством, то и, соответственно, основные неисправности, возникающие в нем, связаны именно с электроникой. Таким образом, этот прибор выходит из строя, если:

  • произошел обрыв его сигнального провода;
  • оборвалась экранирующая оплетка провода данного устройства;
  • произошло замыкание на массу;
  • или же замкнуло бортсеть одного из проводов датчика;
  • могут возникнуть неисправности в самом приборе;
  • кроме того, любые поломки блока управления движком также будут способствовать некорректной работе датчика.

Как проверить датчик детонации

Датчик детонации – признаки неисправности электроники

Во всех этих вышеперечисленных случаях необходима проверка датчика детонации, осуществляется же она следующим образом. В случае, если произошел обрыв сигнального провода, необходимо срочно проверить, насколько надежно подсоединены розетка жгута и вилка самого датчика. Если же с подсоединением все в порядке, тогда следует оценить, в каком состоянии находятся контакты розетки, и при необходимости заменить их. Также можно посмотреть и на состояние жгута, для этого его следует отсоединить от прибора и при выключенном зажигании проверить целостность цепи с помощью омметра.

Как проверить датчик детонации

Если же произошел обрыв экранирующей оплетки, то первым делом следует проверить надежность подключения вилки прибора и розетки жгута. В принципе, практически все действия будут аналогичны предыдущим, только в завершении следует проверить целостность экранирующей оплетки.

Как проверить датчик детонации

Что же касается замыкания на массу, так с ним действовать следует так: отсоединяем блок и датчик детонации от жгута проводов и проверяем состояние цепи. Выключив зажигание, необходимо при помощи омметра проверить соединение цепи жгута и массы движка. Если обнаружена какая-либо неисправность, то ее следует устранить в срочном порядке. И в завершении включаем зажигание и проверяем корректность работы прибора.

Проверка датчика детонации и бортсети

Когда речь идет о замыкании бортсети, нужно в первую очередь отсоединить защитный чехол его розетки и при включенном зажигании проверить напряжение между розеткой и массой движка. Если оно пределах 12 В, то, отключив зажигание, проверьте, не произошло ли замыкание в цепи жгута и электропитанием системы управления. Что же насчет проверки на неисправности самого прибора, так тогда по нему необходимо просто постучать каким-либо не металлическим предметом (при этом двигатель должен работать на холостом ходу), а затем проверить с помощь вольтметра наличие сигналов.

Как проверить датчик детонации

В случае его неисправности следует обратиться в специализированный центр по ремонту, либо заменить прибор на новый. Проверка же блока осуществляется оценкой состояния его контактов.

Как проверить датчик детонации

Таким образом, можно сказать, что существует довольно много причин, по которым может прийти в негодность датчик детонации, признаки неисправности при этом определить довольно просто, единственное, что потребуется для этого, так это немного времени и терпения. На этой оптимистичной ноте диагностику можно считать освоенной.

В бензиновом двигателе внутреннего сгорания, при определенном стечении обстоятельств, возникает металлический стук. «Пальцы стучат», — говорят некоторые водители. На самом деле это явление называется детонацией и его возникновение крайне нежелательно, поскольку может привести к поломке мотора вследствие огромной скорости распространения фронта пламени (более 2000 м/с) и высоких ударных нагрузок на стенки цилиндров, поршень и головку блока. Чтобы контролировать уровень опасности, на блок цилиндров устанавливается датчик детонации.
Как проверить датчик детонации
Он представляет собой акселерометр, то есть устройство, воспринимающее и преобразующее энергию механических колебаний блока цилиндров в электрические импульсы. Датчик детонации непрерывно посылает сигналы в электронный блок управления двигателем, а электроника отвечает изменением качественного состава рабочей смеси и угла опережения зажигания. Данное устройство помогает также добиться более экономичной работы и развить максимальную мощность двигателя.

  1. От чего зависит вероятность появления детонации
  2. Как работает датчик детонации
  3. Поломка датчика детонации
  4. Проверка датчика детонации

От чего зависит вероятность появления детонации

То, насколько часто может возникать данное явление, зависит от трех основных факторов.

  1. В первую очередь, на вероятность возникновения влияет химический состав бензина, а точнее, его октановое число. Чем оно выше, тем более он устойчив к этому явлению.
  2. Второй фактор, который влияет не меньше, – конструктивные особенности двигателя, а именно степень сжатия, форма камеры сгорания, расположение свечей зажигания, форма днища поршня и т.п. Например, двигатель с большей степенью сжатия более склонен к детонации и нуждается в высокооктановом бензине. Иначе, зачем производители пишут минимально допустимое октановое число на люке бензобака?
  3. Третий фактор – условия работы мотора. На вероятность появления детонации влияет состав рабочей смеси, нагрузка, выбранная передача, нагар.

Как работает датчик детонации

Принцип работы датчика основывается на пьезоэффекте. Данное устройство представляет собой помещенную в корпус пьезоэлектрическую пластину, на концах которой, в случае возникновения детонации, появляется напряжение. С ростом амплитуды и частоты механических колебаний двигателя напряжение возрастает.
Как проверить датчик детонации
Существует определенный порог безопасности, если величина напряжения его превысит, то электронный блок управления отдаст команду на уменьшение угла опережения зажигания.

Поломка датчика детонации

При возникновении неисправности датчика детонации на приборной панели загорается контрольный индикатор. Мотор при этом работает, и на автомобиле вполне можно ехать. На закономерный вопрос «зачем тогда нужен этот датчик» ответ следующий.

На старых автомобилях, не оборудованных электронным блоком управления, угол опережения зажигания корректировался вручную поворотом крышки прерывателя-распределителя зажигания. Это позволяло скорректировать работу системы зажигания в зависимости от октанового числа бензина, которое может сильно отличаться на разных заправках. У современного двигателя устройство трамблера иное, его крышка неподвижна, поэтому такую функцию выполняет ЭБУ. Соответственно, если датчик детонации выйдет из строя, то угол опережения зажигания не сможет быть скорректирован.

Вышедший из строя датчик детонации влияет на динамику и экономичность двигателя. Принцип работы электронного блока управления таков, что при возникновении неисправности датчика он устанавливает заведомо позднее зажигание в целях безопасности, чтобы исключить вероятность разрушения мотора. В результате силовой агрегат работает, но начинает потреблять гораздо больше топлива, и ухудшается динамика машины. Второе особенно заметно при повышенных нагрузках.

Проверка датчика детонации

Основные симптомы, указывающие на то, что данное устройство вышло из строя:

  • падение мощности;
  • ухудшение разгонных характеристик и резкое увеличение «аппетита» двигателя;
  • дымный выхлоп.

При этом на панели загорается индикатор неисправности двигателя. Причем, он может, как гореть постоянно, так и загораться кратковременно при увеличении нагрузки.
Как проверить датчик детонации
Далеко не всегда под рукой есть сканер, который сможет считать и расшифровать код неисправности. Добраться до СТО также не всегда возможно. Возникает вопрос: как проверить датчик детонации самостоятельно? Из инструментов нужен цифровой мультиметр.

В первую очередь необходимо выяснить, каким сопротивлением должен обладать исправный датчик на конкретной модели автомобиля или двигателя, поскольку у всех производителей эта величина разная. Если оно отличается от нормального, нужна замена.

Также можно проверить напряжение на электрических контактах датчика, для чего нужно отсоединить электрический разъем питания датчика и снять его с двигателя. После этого мультиметр переводится в режим измерения напряжения в милливольтах, его плюсовой щуп соединяется с сигнальным контактом, а минусовой – с массой датчика (отверстие, через которое проходит болт крепления к двигателю).

Проверка датчика детонации заключается в том, что датчик с присоединенными щупами зажимается в ладони, которой затем нужно несильно постучать по какой-нибудь поверхности. При ударах мультиметр должен фиксировать появление напряжения (обычно оно составляет порядка 30-40 мВ). Принцип прост: чем сильнее удар, тем большая разность потенциалов возникнет между электродами. Поскольку напряжение невелико, не каждый прибор способен его замерить, поэтому предварительно нужно убедиться, что имеющееся под рукой измерительное устройство рассчитано на подобные замеры. Полное отсутствие разности потенциалов свидетельствует о том, что датчик детонации неисправен.
» alt=»»>

Иногда во время езды бензиновый двигатель автомобиля начинает издавать подозрительный металлический стук. Водители называют его «стучащими пальцами». Этот звук является признаком детонации — крайне нежелательного явления, которое может привести к поломке двигателя и необходимости дорогостоящего ремонта. Чтобы этого не произошло, на блок цилиндров устанавливают датчик детонации. В случае поломки его можно проверить совими руками.

Как работает датчик

Явление детонации возникает по разным причинам. Тут и использование бензина с низким октановым числом, и высокая степень сжатия, и многие другие факторы. Значение имеют езда на определённых передачах, степень нагара, наличие некоторых компонентов в рабочей смеси.

Датчик детонации — это акселерометр, анализирующий механические колебания блока цилиндров и преобразующий их в электрические импульсы. Принцип действия прост: приспособление постоянно отправляет сигналы в электронный блок управления силового агрегата. Тот, в свою очередь, меняет состав смеси и угол опережения зажигания в зависимости от этих сигналов. Результат — правильное использование ресурсов и работа мотора на оптимальной мощности.

Как проверить датчик детонации Внешний вид и схема датчика детонации

Как понять, что он вышел из строя

Изделие устанавливается в автомобили с электронной схемой управления. Диагностика неисправностей в таких машинах проста — если всё работает правильно, датчики на приборной панели остаются неактивными. Главный признак неисправности датчика детонации — появление надписи «Check engine» (CHECK, чек). Она может гореть постоянно, а может появляться и исчезать.

При поломке датчика ухудшаются характеристики разгона. Машина заводится, но работает хуже — плохо разгоняется, при оборотах ниже 1000 возникает вибрация, падает мощность и растёт расход топлива, возрастает количество дыма при выхлопе.

Почему это происходит? Неисправности датчика связаны с автомобильной электроникой. Возможны следующие причины:

  • оборвался сигнальный провод;
  • возникло замыкание на массу;
  • произошло замыкание бортовой сети какого-либо провода приспособления;
  • повреждена экранирующая оплётка;
  • вышел из строя блок управления силового агрегата;
  • что-либо повреждено внутри самого датчика.

Проверяем датчик детонации

Поскольку поломка возникает в силу разных причин, придётся проверить несколько элементов системы. Осмотрите состояние проводов датчика, проверьте розетки жгута и вилки датчика. Оцените надёжность их соединений. Если тут всё в порядке — проверьте контакты розетки. Обнаружили повреждённые компоненты? Замените их. Также рекомендуется изучить состояние жгута. Выключите зажигание, отключите жгут от датчика и проверьте его омметром. Так вы узнаете, цела ли цепь.

Порой проблема кроется в состоянии экранирующей оплётки. В таком случае действуем следующим образом.

  1. Смотрим, надёжно ли присоединены розетки жгута и вилки;
  2. Изучаем каждый их компонент;
  3. Проверяем, цела ли экранирующая оплётка.

Если причиной неисправности является замыкание на массу, действовать надо другим методом:

  1. Отключаем от жгута весь блок, вместе с датчиком детонации;
  2. Проверяем целостность цепи, ищем сильно изношенные места;
  3. Выключаем зажигание и, используя омметр, исследуем место, в котором масса движка соединяется с цепью жгута.

Как проверить датчик детонации Находим и демонтируем датчик

Проверка деталей на один или два провода с помощью мультиметра

Первое, что надо сделать — узнать, какое сопротивление характерно для исправно работающего датчика в конкретном автомобиле. У разных производителей показатель сильно разнится.

Это интересно: показатели сопротивления могут быть самыми неожиданными. Так, в автомобилях ВАЗ с инжекторными двигателями его почти невозможно замерить из-за слишком высоких показателей. В Nissan и Subaru цифры составляют около 550 кОм, в Hyundai — примерно 5 МОм (мегаом).

Для проведения тестов вам понадобится мультиметр, причём довольно чувствительный, а также торцовый ключ размера «13» или «22», в зависимости от размеров установленного датчика. Чтобы проверить сопротивление, переключите инструмент в режим «сопротивление кОм» и присоедините его к датчику. Если в авто установлен двухконтактный датчик, подключение осуществляется к выводам; в случае одноконтактной модели — к контакту и корпусу.

Теперь слегка постучите по датчику металлическим предметом — отвёрткой или болтом. Обратите внимание на показатели мультиметра. Если есть отклонения от указанных в инструкции значений — возникла поломка.

Рекомендуется проверить, имеется ли напряжение на электрических концах. Отсоедините электрический разъём датчика, снимите его с двигателя. Переключите мультиметр на милливольты и соедините щуп «+» с сигнальным контактом. Щуп «—» надо подключить к массе датчика. Эту часть нетрудно узнать — она представляет собой отверстие, через которое проходит болт крепления к мотору.

Зажмите датчик в ладони и слегка постучите им по какой-нибудь поверхности. Результатом должно стать возникновение напряжения — как правило, оно составляет от 30 до 40 мВ. Если разность потенциалов не возникает, значит, датчик вышел из строя.

Особых отличий проверки у широкополосных и резонансных датчиков нет.

Диагностика со стрелочным тестером или вольтметром

  • Кроме мультиметра можно использовать стрелочный тестер — действия аналогичны работе с мультимтером.
  • Есть ещё один способ. При работе двигателя на холостых оборотах подключите к датчику вольтметр переменного тока. Постучите по контролирующему детонацию компоненту твёрдым неметаллическим предметом. Если вольтметр показывает, что амплитуда сигнала от прибора ниже 0,1 В — приспособление неисправно.

Видео о том, как проверить

Ремонт или замена?

Решать вам. Стоимость изделия зависит от модели авто и производителя компонента — за замену нужно будет заплатить сумму, примерно равную его цене. Можно поменять приспособление самостоятельно, для этого понадобится помещение с ямой. Самостоятельный ремонт тоже возможен: если вы хорошо разбираетесь в автомобилях, он займёт не более часа.

Проверка датчика детонации — нетрудная задача, для которой не нужно искать дорогие инструменты. Конечно, компьютерная проверка на СТО будет более точной, но если нет желания тратить деньги, вполне можно обойтись своими силами.

И так, если я кого то еще не замучил своими ДД…решил, пообщавшись и с субароводами, не много собрать всю инфу в кучу.

Что такое датчик детонации и как он влияет на работу мотора.
Датчик детонации для себя легче представить, как микрофон. При колебательных движениях вырабатываться напряжение на выводах датчика.

Сигнал приходящий от датчика детонации(при ее проявлении) заставляет ЭБУ сильно заподзднять зажигание и увеличивает подачу топлива, от сюда тупость в динамики и повышенный расход топлива. Но зато сохраненный ресурс ДВС.

Виды датчиков детонации
Все существующие датчики детонации делятся на два типа — резонансные(одноконтактные в виде бочонка) и широкополосные(в виде кольца-шайбы с фишкой на 2 контакта). На 4runner стоит «старого» типа, те резонансный(в виде бочонка).

Как проверить датчик детонации

Каждый тип датчиков имеет совершенно разный принцип работы и они не могут быть взаимозаменяемыми (между видами):
— Датчик широкополосного типа фиксирует и передает весь спектр шумов электронному блоку управления, который, в свою очередь, обрабатывает полученный сигнал и самостоятельно выявляет соответствующий детонации шум.
— Датчик же резонансного типа(как на Ранере) настроен на частоту микровзрывов, соответственно посылает сигнал контролеру только в случае его обнаружения.

Широкополосный датчик

Как проверить датчик детонации

Как проверить датчик детонации

Как работает датчик детонации
При возникновении детонации, на слух — металлические удары, на выводах датчика образуется сигнал, который в последствии обрабатывается в ЭБУ и на основе своих внутренних программ фильтруется.
Резонансные датчики настроены на определенную частоту звука детонации мотора, и у каждого мотора он разный и зависит от диаметра поршня. Частота эта рассчитывается по формуле:

f(кГц)=900/(Pi * r), где r — радиус поршня.
Т.е. допустим для диаметр поршня 84мм:
f=900/(3.14*42) = 6.8кГц.
При переходе допустим на ремонтный размер 85мм получаем:
f=900/(3.14*42,5) = 6.7кГц.

Датчик детонации должен иметь определенное сопротивление, по которому блок управления ДВС делает вывод о состоянии цепи этого датчика. Либо цепь разорвана, либо замкнута на коротко. Из того что удалось найти в иннете — сопротивление датчика детонации ВАЗ — «бесконечность», Subaru, Nissan, Mazda, Fiat — 560Ком, Hyundai и Тойота(«старые»)-1МОм…5МОм(?!).

Для экспериментов можно припасти несколько 560КОм-ных резисторов.

Как проверить датчик детонации
Проверить снятый датчик можно следующим образом:
1-проверить на сопротивление.
Мультиметр, включенный в режим омметра должен показывать определенное для вашего авто сопротивление.
Таким же образом, но отключив разъем эбу, можно прозвонить и всю проводку датчика, не снимая последнего.

Как проверить датчик детонации

Как проверить датчик детонации

Относительно Тойоты не уверен, НО..
ЭБУ выдает на ДД опорное напряжение 5 В. Резистор, расположенный внутри датчика детонации, понижает напряжение до 2,5 В(резистивный делитель напряжения). Сопротивление резистора от 330 до 450 Ом. Во время нормальной (без детонации) работы двигателя напряжение на выходе датчика остается постоянным на уровне 2,5 В. При появлении детонации ДД генерирует сигнал переменного тока, который поступает в контроллер по той же цепи, по которой подается опорный сигнал 5 В. Это возможно потому, что опорный сигнал 5 В является напряжением постоянного тока, а обратный сигнал детонации — напряжением переменного тока. Амплитуда и частота сигнала переменного тока ДД зависят от уровня детонации.
Если обрыв цепи — должно быть +5В, если короткое замыкание 0В.(Кое где это носит название — резистор регистрации обрыва/короткого замыкания двигателя Toyota)

Касаемо 4Runner…
По принципиальной схеме видно что ДД, представлен в виде резистора.

Как проверить датчик детонации

Как проверить датчик детонации

Как установить датчик от другого авто
Таким же образом, многие устанавливают на свои иномарки датчики от ВАЗ, подпайкой нужного сопротивления.(Если изначально в авто предусмотрен широкополосный ДД, те двухконтактный, в виде шайбы-кольца)

Как проверить датчик детонации

Далее у многих часто возникает ошибка детонации связанная с различными факторами, при которых детонация, как таковая не проявляется, но чек выскакивает. Повышенная шумность работы ДВС, наводки на сигнальный кабель ДД и т.д. В таком случаи можно установить фильтр, те конденсатор емкостью от 2500 до 4700пФ. Одной ногой конденсатор нужно припаять к сигнальной жиле, другой к «массе». При возникновении посторонних шумов, конденсатор будет сглаживать эти шумы.

PS Вообщем, друзья, я постарался собрать все во едино, тк однозначного ответа и в одном месте найти мне лично не удалось. Надеюсь такая информация станет для кого то полезной и он сэкономит время для поиска и устранения неисправности по датчику детонации.

Оптимальная работа двигателя автомобиля во многом зависит от нормального сгорания топлива в цилиндрах. Для этого должно быть выполнено как минимум два условия – качественное топливо и правильно выставленный угол опережения зажигания. Выполнение этих условий обеспечивает максимальную мощность и рациональный расход. Но если какое-то условие не соблюдено, то есть риск возникновения детонации. Решить эту проблему во многом помогает датчик детонации.

  1. Что такое детонационное сгорание и его последствия
  2. От чего зависит появление детонации
  3. Устройство и принцип работы датчика детонации
  4. Виды датчиков
  5. Признаки неисправности
  6. Как проверить датчик детонации

Что такое детонационное сгорание и его последствия

Детонация в двигателе – это неконтролируемое возгорание топливовоздушной смеси в цилиндрах, приводящее к “минивзрыву”. При нормальном сгорании топлива скорость распространения пламени составляет около 30 м/с, но при детонации она значительно увеличивается и уже может достигать 2 000 м/с. Такие нагрузки на цилиндры и поршневую группу могут привести к серьезной поломке уже через 5-6 тысяч километров пробега. Для предупреждения и контроля этого явления используется датчик детонации.

Как проверить датчик детонации Нормальное сгорание топлива и сгорание с детонацией

От чего зависит появление детонации

В основе появление детонационного сгорания часто лежат три основных фактора:

  1. Качество бензина и его октановое число. Чем выше октановое число, тем больше его детонационная стойкость.
  2. Конструктивные особенности двигателя, которые выражаются в геометрии камеры сгорания, степени сжатия топливовоздушной смеси, положении свечей и т.д.
  3. Условия эксплуатации мотора. В этом случае влияние оказывает текущая нагрузка на двигатель, нагар и степень изношенности мотора в целом.

Устройство и принцип работы датчика детонации

Как уже было сказано выше, датчик используется для предотвращения детонации путем изменения угла опережения зажигания и возврата системы к контролируемому сгоранию смеси. Применяется он на инжекторных двигателях.

Во время детонационного сгорания двигателю передается сильная вибрация. Датчик устроен так, что он улавливает эти вибрации и преобразует их в электрический импульс.

К основным его элементам относятся:

  • пьезокерамический чувствительный элемент;
  • стальной грузик;
  • контрольный резистор;
  • изолятор.

Как проверить датчик детонации Устройство широкополосного и резонансного датчиков детонации

Внутри корпуса пьезокерамический элемент соединён с проводами, выходящими на контакты и стальной грузик. На выходе расположен регулировочный резистор. Грузик при вибрации воздействует на пьезоэлемент, тем самым увеличивая электрический импульс.

Датчик устанавливается на корпусе блока двигателя. Обычно он находится между вторым и третьим цилиндром. Поскольку у двигателя есть свой рабочий уровень вибрации, то он начинает срабатывать в шумовом диапазоне 30-75 Гц.

Такое положение датчика позволяет точнее скорректировать работу всех цилиндров. Также он ставится в районе наиболее возможного распространения детонации. Работа датчика детонации включает в себя следующие этапы:

  1. Механические колебания создают электрическое напряжение на пьезоэлементе, которое возрастает по мере их увеличения.
  2. Когда напряжение достигает порогового уровня, датчик посылает сигнал о необходимой корректировке угла опережения зажигания.
  3. Блок управления двигателем оптимизирует подачу топлива и делает зажигание более ранним.
  4. В результате двигатель возвращается в нормальный режим работы с контролируемым сгоранием смеси.

Виды датчиков

Существует два типа датчиков детонации:

  1. Широкополосные.
  2. Резонансные.

Наиболее распространены широкополосные датчики детонации, устройство и принцип работы которых были описаны выше. Как правило, они имеют округлую форму с отверстием посередине для крепления к блоку.

Резонансные похожи на датчики давления масла с креплением в виде резьбового штуцера. Они настроены не на уровень вибрации, а на частоту микровзрывов в камере сгорания. В случае их обнаружения электрический сигнал передается контроллеру. У каждого двигателя своя частота микровзрыва, которая во многом зависит от диаметра поршней.

Признаки неисправности

При неисправности датчика на приборную панель обычно подается сигнал «Check Engine». Контрольная лампа неисправности может гореть непрерывно, либо появляться периодически с ростом нагрузки. В целом неисправный датчик не влияет на дальнейшую работу двигателя, но в случае необходимости свою функцию выполнять не сможет.

На неисправность датчика могут указывать и другие признаки:

  • двигатель быстро перегревается даже при невысокой внешней температуре;
  • снижение мощности и динамики;
  • увеличился расход топлива;
  • на свечах зажигания появляется сильный нагар.

Как проверить датчик детонации

При появлении вышеуказанных симптомов стоит проверить датчик. Если ехать в сервис нет времени или желания, то можно сделать это самостоятельно. Для этого понадобится мультиметр. На нем нужно выставить проверяемое сопротивление около 2 кОм. При подключении датчика к прибору можно увидеть его рабочее сопротивление. Затем нужно несильно постучать ключом или молотком по корпусу датчика. Если значение сопротивление в этот момент повысится, то датчик исправно работает.

Датчик детонации – это простая, но важная деталь в электронной системе управления двигателем автомобиля. Он влияет на плавную работу мотора, динамику и мощность. Можно без труда определить его неисправность и произвести замену при необходимости.

Возникновение металлического постукивания в двигателях жигулей, работающих на бензине, считается обычным явлением. Не опытные водители думают, что проблема связана с «пальцами». Однако почти всегда причина кроется в детонации. Такие признаки могут стать предвестниками больших проблем, не исключающих и отказов моторов. Все объясняется легко – мотор не способен выдержать нагрузки, которые начинают действовать на поршни и цилиндры.

Содержание:

Устройство

ДД можно сравнить с акселерометром, который принимает и преобразует энергию механического типа в электричество. Прибор «скрадывает» колебания в цилиндрах и подает импульсные сигналы о полученных сведениях.

Как проверить датчик детонации

Указания от этого устройства поступают на ЭБУ двигателя, от которого они идут командами на устранение поломок. Разделяется два вида – корректирование смеси топлива и воздуха, смене угла опережения. В итоге своей работы октан корректор уменьшает расход бензина, повышает мощность двигателя, устраняет детонацию.
Сегодня рассмотрим, как проверить этот датчик.

Детонация – что это такое

Так называют процесс произвольного загорания топливной смеси без искры. Если предположить, что давление в цилиндрах превышает разрешенное значение октанового числа, то топливо воспламеняется самостоятельно. Чем ниже число, тем процесс возможен при небольшой компрессии.

Как проверить датчик детонации

В момент детонирования мотора самовоспламенение происходит безконтрольно, общего центра возгорания не имеется.

Как проверить датчик детонации
Если изобразить зависимость давления цилиндров от угла системы зажигания, то все представляется в виде графиков. На них видно, что в момент детонации максимальные значения давления вдвое выше, чем в момент нормального сгорания. Такие виды нагрузок способны вызвать отказ мотора, вплоть до появления в его блоке трещин. Основных причин, которые оказывают влияние на эффект детонирования, несколько:

  • неверное октановое число залитого в бак топлива;
  • особенности конструкции двигателя;
  • нюансы эксплуатации транспортного средства.

Симптомы неисправности

Как проверить датчик детонации

Узнать, что измеритель не работает, возможно по ряду наиболее часто возникающих признаков. В работе мотора возникает явно выраженная нестабильность, ощущаются рывки, появляется признак троения. Машина перестает слушаться педали акселератора, динамика в наборе скорости падает. После запуска двигателя загорается сигнальный индикатор неисправности. В подобной ситуации следует не только проверить датчик, но и диагностировать другие системы. Возможно, потребуется срочная замена отказавших элементов. Информацию об отказе измерителя может передавать бортовой компьютер машины.

Виды датчиков

Их делят на две группы:

Как проверить датчик детонации

Широкополосные — используют на машинах ВАЗ и других транспортных средствах, произведенных за границей.

Как проверить датчик детонации

Порядок проверки

При явно выраженных признаках поломок необходимо срочно принимать меры и выполнять диагностирование. Но как быть, если проблемы возникли в поездке, и до ближайшей СТО дотянуть не представляется возможным. В данной ситуации можно решить проблему самостоятельно.
Можно замерить сопротивление, но такой вариант подходит не всегда, так как следует знать параметры прибора. Уточнить данные сведения можно в инструкции по эксплуатации. Все измерения выполняются мультиметром. Когда показатель обычного сопротивления отклоняется от нормы, датчик следует заменить.

Как проверить датчик детонации

Высокий и низкий уровень сигнала также проверяется мультиметром. Для этого следует отбросить клеммы, запитывающие устройство, снять датчик. Далее прибор переводится в режим измерения милливольт, «плюсовой» щуп соединяется с сигнальным выходом, второй – на «массу» устройства. Теперь следует включить мультиметр, а по датчику постучать чем-нибудь. При ударах на приборе должно отображаться напряжение, составляющее около 40 мВ. В это же время есть возможность проверить чувствительность датчика – показатель напряжения будет зависеть от силы ударов.
Случается, что водитель забывает про датчик, потому что тот редко напоминает о себе. Но все же следует проверять его крепление на прочность, визуально осматривать корпус, чтобы на нем отсутствовали масляные пятна, а разъемные участки не имели коррозийных образований.

Основой для любого без исключения датчика детонации, в том числе и для ВАЗ-2114, является так называемый пьезоэлемент. И когда на него воздействуют механическим путем внутри его корпуса образуется электрический сигнал, после чего эти импульсы поступают на ЭБУ двигателя.

Диагностика датчика детонации на ВАЗ-2114 на видео

Электронная система способна фиксировать все детонации которые происходят от двигателя, и на основании этих данных она уже может самостоятельно скорректировать угол опережения зажигания, защищая тем самым мотор, от возможных механических повреждений.

Расположение датчика детонации

Для того, чтобы узнать где расположен этот датчик на двигателе ВАЗ-2114 необходимо заглянуть под капот и посмотреть на его блок, где у второго и третьего цилиндра установлен тот самый датчик. Если у вас головка 16 клапанная, то разглядеть его будет немного труднее в виду его массивной внешней части.

Виды датчиков детонации

Всего существует 2 вида датчика детонации — это резонансные одноконтактные и широкополосные 2-х контактные датчики.

Как проверить датчик детонации

Датчики детонации, которые устанавливались на 1 и 2 поколении автомобилей ВАЗ.

  1. Первый вид датчика — резонансный (на фото — сверху), устанавливался на автомобили семейства Самара-2, первых выпусков, сейчас в магазинах подобное встретить сложно, да и цена на них достаточно высока. Принцип работы одноконтактного датчика заключается улавливание определённой детонационной чистоты.
  2. Второй вид датчика — широкополосный (на фото снизу), он способен воспринимать всю полосу детонации, определяя его из шумовой полосы.

Заменить друг другом эти устройства невозможно, потому как они не только разные по виду, но и разные по принципу работы, менять придется именно тот датчик, который установлен с завода.

Признаки неисправности

Существует несколько определенных признаков по возникновению которых можно судить о выходе из строя датчика детонации.

  • Загорелась контрольная лампа неисправности двигателя.
  • Автомобиль потерял в динамике и разгоняется недостаточно резво.
  • Во время нажатия на педаль газа возникает стук в двигателе, чаще всего это возникает из-за некачественного бензина.
  • Двигатель иногда перегревается, потому как выставлен неточный угол опережения зажигания. Когда двигатель перегрет детонация очень хорошо слышна.

Если все вышеназванные признаки поломки ДД есть, и горит лампа неисправности двигателя то стоит провести диагностику через сканер и диагностическое оборудование.У датчика детонации существуют свои коды ошибок:

  • 0326 – превышение допустимого уровня сигнала ДД.
  • 0327 – Низкий уровень сигнала;при наличии этой неисправности может быть сломан как сам датчик, так может быть и плохой контакт в колодке, либо датчик не закручен к БЦ.При наличии окисленных соединений, можно их очистить наждачкой.
  • 0325 – В цепи ДД произошло обрывание провода. При возникновении этой неисправности причиной тому могут быть три факта: там датчик неисправен, нет питания и сигнала управления на контакты датчика на месте крепления произошло окисление контакта. Если на датчике имеются большие следы ржавчины, как правило починить его не получится лучше всего произвести замену.

Проверка датчика детонации при помощи мультиметра

Для того чтобы проверить датчик детонации своими руками не потребуется никаких специальных навыков, достаточно лишь иметь под рукой обычный мультиметр. После того как мультиметр оказался у нас в руках, берем и его щупы и замыкаем контакты на датчике. Если устройство исправно, то он будет показывать бесконечное значение, а если на нём есть неисправность то показатели будут иметь значения в десятой степени, либо их не будет совсем.

Пошаговый порядок проверки

  1. На мультиметре необходимо выставить значение в 200 Мв .
  2. Присоединяем щупы к контактам, независимо от полярности.
  3. Не спеша, по корпусу, бьём твердым предметом.

Как проверить датчик детонации

В качестве тестера выступает молоток.

Цены на датчик

Сравнивая цены на современном рынке можно учесть то, что резонансный ДД фирмы General Motors стоит примерно 3000 рублей, в это же время цена широкополосного датчика детонации производителя из России находится в пределах 300 , а при большом желании можно найти за 150 — 200 руб.

Пошаговый порядок замены в случае неисправности

  1. Для того чтобы произвести смену этого датчика на ВАЗ-2114 не требуется никаких специальных навыков.
  2. Первым делом открываем капот и на заглушенном двигателе ищем ДД.
  3. Если у вас датчик широкополосный то необходим ключ на 13, а если датчик одноконтактный, то пригодится ключ на 22.
  4. После чего в первом случае выкручиваем гайку на 13 а во втором случае откручивается датчик головкой на 22.

Как проверить датчик детонации

Как проверить датчик детонации

Как вы могли сами убедиться, в том чтобы заменить датчик детонации на ВАЗ-2114 нет ничего сложного.

Речь идет об устройстве, предназначенным для реагирование на появление детонации в двигателе. При возникновении подобного процесса датчик посылает электрический импульс в блок управления авто, который в автоматическом режиме корректирует угол опережения зажигания, что приводит к прекращению детонации.

По внешнему виду это монолитная конструкция с пьезоэлементом, размещенным внутри корпуса. Датчик детонации (или ДД) монтируется на мотор, оснащенный электронной системой впрыска топлива (инжектор). Данный прибор регистрирует факт детонации и отправляет полученные данные на ЭБУ (электронный блок управления). Полученную информацию обрабатывает компьютер и выдает команду на корректировку угла зажигания: в итоге детонации, которая отрицательно воздействует на функционирование двигателя, удается избежать.

Как проверить датчик детонации

Почему появляется детонация

Здесь можно выделить три основных причины, из-за которых двигатель начинает работать неустойчиво:

  • октановое число топлива: чем оно выше, тем меньше вероятность возникновения этого неприятного явления (качество горючего тоже важно);
  • конструктивные особенности мотора: агрегаты, имеющие большую степень сжатия, более склонны к детонации, и поэтому в них нужно применять горючее с октановым числом не меньше того, что указано в инструкции;
  • условия эксплуатации двигателя: неправильно выбранная передача, чрезмерная нагрузка на двигатель, неверный состав рабочей смеси — все это тоже приводит к детонации.

Где располагается ДД

На моторном блоке между 3-м и 2-м цилиндрами. Такой выбор не случаен: это наиболее горячее место двигателя и самое маленькое расстояние одновременно к двум цилиндрам. Место фиксации датчика обязательно ровное – чтобы исключить акустическое сопротивление.

Как проверить датчик детонации

Принцип действия датчика детонации

По сути, это неразборный круглый корпус, имеющий отверстие для фиксации на блоке цилиндров, а также клеммы, служащие для подсоединения к бортовой сети автомобиля. Главная часть датчика – пьезоэлемент, находящийся внутри и вырабатывающий небольшие электрические импульсы при механическом воздействии. При возникновении детонации формируются звуковые волны частотой 25-75 Гц. Они распространяются по блоку цилиндров и достигают пьезокристалла, заставляя его вибрировать в унисон с «пришедшим» звуком. Причем, чем больше амплитуда, тем сильнее вырабатываемое напряжение. Сформированные импульсы поступают в бортовой компьютер.

Типы датчика

Различают два варианта прибора. Первый из них – широкополосный. Характеризуется тем, что воспринимает одновременно несколько частот, на основании которых формирует уровень напряжения, передаваемый в ЭБУ. Вторая разновидность датчика настраивается строго на конкретную частоту. Электрический сигнал такой ДД вырабатывает при совпадении резонанса (либо его возникновении) с акустическими волнами, формируемыми детонацией в воздушно-топливной смеси, когда последняя уже воспламенилась.

Неисправности датчика детонации и их признаки

Не отвечать ЭБУ ДД может по целому ряду причин. Первый признак – загорание лампочки Check на панели приборов. При этом она не обязательно будет светиться постоянно: возможно ее кратковременное загорание при высоких нагрузках. Однако Check может сигнализировать и при иных неисправностях двигателя. Второй признак – потеря мощности, сопровождающаяся повышенным расходом горючего. Однако здесь та же ситуация: подобные симптомы могут проявляться и при других неисправных элементах мотора. Но все же лучше всего — перейти к тестированию самого датчика.

Как проверить датчик детонации

Проверка работоспособности

В большинстве случаев применяют один из трех нижеописанных методов.

  1. Понадобится тестер, чтобы измерить сопротивление ДД. Выставьте предел измерения на мультиметре до 2 кОм и присоедините щупы прибора к клеммам датчика детонации. В спокойном состоянии тестер покажет «0». Теперь возьмите, например, гаечный ключ и легонько постучите по корпусу ДД. Если стрелка мультиметра отклонится, показывая увеличение сопротивления, то значит, датчик исправен. Отсутствие реакции тестера говорит о том, что пьезоэлемент внутри ДД не функционирует и нужно покупать новую деталь.
  2. Также можно использовать вольтметр. Нужно выставить предел измерения напряжения до 200 мВ. Минусовый щуп мультиметра присоединяйте к массе и плюсовый – к выводу датчика. Постучите слегка по ДД: если деталь исправная, то должно высветиться напряжение примерно 10-15 мВ.
  3. Этот способ более простой, однако позволяет провести диагностику точнее. Запустите двигатель, установив обороты вращения коленвала по тахометру в пределах 1500-2000 об/мин. При этом мотор должен быть прогретым, и работать устойчиво. Найдите местоположение вашего датчика детонации и несильно постучите по нему тем же гаечным ключом. Если ДД исправен, то он пошлет импульс напряжения в ЭБУ, который, восприняв команду, откорректирует угол зажигания. На слух это можно определить по снижению числа оборотов двигателя. Если перестать воздействовать на датчик, то обороты восстановятся до начального значения.
  4. Возьмите заведомо исправный ДД и поставьте на свою машину.

Как проверить датчик детонации

Другие способы проверки работоспособности ДД

Разгоните авто до скорости 30-35 км/ч и включите повышенную передачу и резко надавите на педаль акселератора. Если датчик исправен, то вы услышите детонационные стуки, которые очень быстро исчезнут, т. к. в дело вступит электроника, которая изменит опережение зажигания. Отсутствие детонации служит косвенным признаком неисправности ДД. Также к дополнительным симптомам поломки датчика можно отнести:

  • перегрев мотора при сравнительно низкой температуре окружающего воздуха;
  • «троение» двигателя (калильное зажигание);
  • появление нагара на свечах, что обусловлено чрезмерно богатой топливо-воздушной смесью.

Замена ДД

Сначала снимите с аккумулятора плюсовую клемму и отсоедините от ДД электрические провода. Теперь нужно открутить гайку ключом на «22» (возможно, понадобится ключ на «13» — все зависит от модели ДД) и снять деталь. Устанавливать необходимо в обратной последовательности. При этом проверьте, чтобы посадочное место было чистым. Усилие при затяжке (если у вас имеется динамометрический ключ) – 10-25 Н*м.

Возникновение металлического постукивания в двигателях жигулей, работающих на бензине, считается обычным явлением. Не опытные водители думают, что проблема связана с «пальцами». Однако почти всегда причина кроется в детонации. Такие признаки могут стать предвестниками больших проблем, не исключающих и отказов моторов. Все объясняется легко – мотор не способен выдержать нагрузки, которые начинают действовать на поршни и цилиндры.

Содержание:

Устройство

ДД можно сравнить с акселерометром, который принимает и преобразует энергию механического типа в электричество. Прибор «скрадывает» колебания в цилиндрах и подает импульсные сигналы о полученных сведениях.

Как проверить датчик детонации

Указания от этого устройства поступают на ЭБУ двигателя, от которого они идут командами на устранение поломок. Разделяется два вида – корректирование смеси топлива и воздуха, смене угла опережения. В итоге своей работы октан корректор уменьшает расход бензина, повышает мощность двигателя, устраняет детонацию.
Сегодня рассмотрим, как проверить этот датчик.

Детонация – что это такое

Так называют процесс произвольного загорания топливной смеси без искры. Если предположить, что давление в цилиндрах превышает разрешенное значение октанового числа, то топливо воспламеняется самостоятельно. Чем ниже число, тем процесс возможен при небольшой компрессии.

Как проверить датчик детонации

В момент детонирования мотора самовоспламенение происходит безконтрольно, общего центра возгорания не имеется.

Как проверить датчик детонации
Если изобразить зависимость давления цилиндров от угла системы зажигания, то все представляется в виде графиков. На них видно, что в момент детонации максимальные значения давления вдвое выше, чем в момент нормального сгорания. Такие виды нагрузок способны вызвать отказ мотора, вплоть до появления в его блоке трещин. Основных причин, которые оказывают влияние на эффект детонирования, несколько:

  • неверное октановое число залитого в бак топлива;
  • особенности конструкции двигателя;
  • нюансы эксплуатации транспортного средства.

Симптомы неисправности

Как проверить датчик детонации

Узнать, что измеритель не работает, возможно по ряду наиболее часто возникающих признаков. В работе мотора возникает явно выраженная нестабильность, ощущаются рывки, появляется признак троения. Машина перестает слушаться педали акселератора, динамика в наборе скорости падает. После запуска двигателя загорается сигнальный индикатор неисправности. В подобной ситуации следует не только проверить датчик, но и диагностировать другие системы. Возможно, потребуется срочная замена отказавших элементов. Информацию об отказе измерителя может передавать бортовой компьютер машины.

Виды датчиков

Их делят на две группы:

Как проверить датчик детонации

Широкополосные — используют на машинах ВАЗ и других транспортных средствах, произведенных за границей.

Как проверить датчик детонации

Порядок проверки

При явно выраженных признаках поломок необходимо срочно принимать меры и выполнять диагностирование. Но как быть, если проблемы возникли в поездке, и до ближайшей СТО дотянуть не представляется возможным. В данной ситуации можно решить проблему самостоятельно.
Можно замерить сопротивление, но такой вариант подходит не всегда, так как следует знать параметры прибора. Уточнить данные сведения можно в инструкции по эксплуатации. Все измерения выполняются мультиметром. Когда показатель обычного сопротивления отклоняется от нормы, датчик следует заменить.

Как проверить датчик детонации

Высокий и низкий уровень сигнала также проверяется мультиметром. Для этого следует отбросить клеммы, запитывающие устройство, снять датчик. Далее прибор переводится в режим измерения милливольт, «плюсовой» щуп соединяется с сигнальным выходом, второй – на «массу» устройства. Теперь следует включить мультиметр, а по датчику постучать чем-нибудь. При ударах на приборе должно отображаться напряжение, составляющее около 40 мВ. В это же время есть возможность проверить чувствительность датчика – показатель напряжения будет зависеть от силы ударов.
Случается, что водитель забывает про датчик, потому что тот редко напоминает о себе. Но все же следует проверять его крепление на прочность, визуально осматривать корпус, чтобы на нем отсутствовали масляные пятна, а разъемные участки не имели коррозийных образований.