Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Автомобильные диски имеют ряд геометрических параметров, по которым они и подбираются к машине. И если по желанию её владельца можно варьировать, к примеру, радиус обода, то количество крепёжных элементов и расстояния между ними в любом случае остаются неизменными.

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Рассмотрим, что представляет собой тот или иной параметр, как его определить, и какие бывают разболтовки колес на тех или иных марках автомобилей.

Основные размеры диска: где смотреть и как определять

Прежде, чем мы представим информацию разболтовке колес, присущей машинам тех или иных моделей, разберёмся в их размерности в целом. Ведь для того чтобы приобрести диски, нужно знать их точные параметры, или как минимум сообщить продавцу основные характеристики автомобиля: год выпуска, модификацию двигателя, а иногда и кузова.

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

В магазине-то подберут всё как надо, а вот если вы собираетесь купить колёса с рук, то должны знать, где на дисках указан размер. Правда, некоторые параметры нужно измерять самостоятельно.

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Где у диска указывается ширина и диаметр обода

Что обозначают цифры

Главными параметрами, определяющими маркировку диска на легковой автомобиль, являются:

  • R — Диаметр обода (в дюймах);
  • J — Ширина обода (в дюймах);
  • DIA — Диаметр ступичного отверстия (в мм);
  • ЕТ – Расстояние между вертикальной осью обода до плоскости, которой диск упирается в ступицу.

Примечание: Это значение может быть нулевым, с отметкой плюс или, когда диск сильно вогнут внутрь, отрицательным.

Параметр этот очень важный, так как из-за его неправильного выбора диск может не сесть на штатное место, даже если все остальные размеры подходят. Как узнать вылет диска, показано на одном из представленных выше фото.

  • LZ – количество мест под крепление диска болтами или гайками на шпильку;
  • PCD – диаметр круга в миллиметрах, по периметру которого располагаются крепёжные отверстия (это как раз и есть разболтовка).

На заметку: На дисках негде посмотреть этот размер, если нет упаковочной коробки.

Приходится замерять этот размер самостоятельно, но делать это рулеткой или штангенциркулем неудобно. Проще воспользоваться коэффициентами для расчёта, которые мы представили ниже.

Количество креплений Коэффициент
3 1,155
4 1,414
5 1,701
6 2,0
10 3,326

В крайнем случае, можно просто примерить диск на ступицу и попробовать закрутить гайки (или болты).

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Как узнать разболтовку колес (PCD)

Если диск не оригинальный, а универсальный, он может иметь двойную сверловку – например: 5*100/5*114,3. Его можно ставить и на автомобили с PCD 5*100, и на автомобили с PCD 5*114,3.

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Универсальные диски с двойной сверловкой

Ступичное отверстие на универсальных дисках обычно делают большего размера – например: 67,1 как для Мицубиси, у которого разболтовка 5*114,3.

Чтобы надеть эти диски, допустим, на Шевролет с разболтовкой 5*100 и ступицей 57,1, нужен всего лишь пластиковый адаптер размером 67,1*57,1.

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Переходные кольца (ступичный адаптер)

Эти цифры соответствуют наружному и внутреннему диаметрам кольца, с помощью которого можно перейти с 67 на 57 ступицу.

Более подробно о разболтовке

Размеров PCD не так уж и много: с десяток популярных, на европейских и азиатских машинах, и ещё несколько более редких, которые встречаются в основном на американских автомобилях.

Между некоторыми из них совсем небольшая разница: 98 и 100, или 112 и 114,3. Визуально она практически незаметна, и, увидев понравившуюся модель дисков, автовладельцы иногда думают, что один вариант можно заменить другим.

Это ошибочное мнение, и такое решение повлечёт за собой плохое прилегание диска к ступице или его перекос. Проблемы не заставят себя ждать.

Рассмотрим, какие варианты размещения крепёжных отверстий встречаются на тех или иных автомобилях:

Один из параметров колесного диска – разболтовка. Каждый производитель иномарок определяет значение разболтовки колесных дисков только для своих или стандартных колесных дисков, а у не родных этот параметр на доли миллиметров отличается.

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Каждый производитель иномарок определяет значение разболтовки колесных дисков только для своих или стандартных колесных дисков

Маркировка колесных дисков

Говоря о разболтовке дисков, для начала необходимо вспомнить маркировку. Согласно параметрам, вся маркировка колесных дисков стандартна. Данные стандарты едины и для штампованных и для литых дисков.

Маркировка колесного диска имеет вид 5Jx13 ET29 PCD4x98 DIA58,6:

  • ET=29 — вылет. Может быть меньше стандартного и зависит от ширины обода. Чем меньше величина вылета, тем шире колесная база.
  • 13 — размер (диаметр) обода колеса в дюймах. Может быть различным для одного и того же автомобиля и зависит от размера монтируемой шины.
  • DIA=58,6 — диаметр ступичного отверстия в мм.
  • PCD=4х98 — количество и диаметр расположения (в мм.) крепежных отверстий. Должны полностью соответствовать стандартным.
  • 5J — ширина колеса в дюймах (в данном случае 5). Может быть различным для одного и того же автомобиля и зависит от размера монтируемой шины.

Разболтовка колесных дисков

Если вы решили произвести смену колес на своем автомобиле на новые литые диски или же просто планируете сезонную смену колес, то вам необходимо учесть такой параметр, как разболтовка дисков. Что это значит.

В разболтовку входит несколько параметров, таких как:

  • количество отверстий диска под ступичные болты, маркировка LZ (т.е те болты, которыми мы прикручиваем колесо). Их количество как правило от трех до шести для легковых автомобилей;
  • отверстия находятся на строго определенном расстоянии между собой;
  • отверстия расположены на определенном диаметре, заданным на заводе изготовителе. Как правило данный параметр обозначается как PCD. (иными словами это диаметр окружности, на которой расположены отверстия для болтов) Рассмотрим пример: 5х112 — это значит 5 болтов, расположенных на окружности, с диаметром 112 в миллиметрах.

Зачем знать разболтовку

Знать эти параметры нужно вот зачем. Мы устанавливаем диск на ступицу и затягиваем крепёжные гайки с усилием 62–77 Нм чётко по требованиям завода. Однако при установке диска производитель оставляет некоторый зазор между шпилькой и посадочным отверстием, то есть, шпилька и отверстие имеют определённый зазор, который при затяжке выбирается конусными гайками и конусными отверстиями на дисках.

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Так колесо центрируется и затягивается, плотно прилегая к привалочной плоскости ступицы.

Если же нам попадётся диск с разболтовкой 5х140,5, разницу в миллиметр на глаз мы не ощутим. При этом колесо может нормально одеться на шпильки. Однако в тот момент, когда мы начнём затягивать гайки, точно по конусу затянется только одна из пяти, а остальные будут либо недожаты, либо колесо установится с небольшим перекосом. Чем это может закончиться, понятно — вибрация колеса на скорости, вероятность откручивания диска на ходу. Заметьте, это из-за одного миллиметра несовпадения в параметре PCD.

Определение разболтовки

Очень часто автовладельцам приходится самим определять разболтовку дисков. Если количество крепежных болтов определить сможет каждый, то диаметр окружности их расположения установить гораздо тяжелее.

Рассмотрим более понятный способ расчета. Для наглядности смотрите на рисунок. Итак, нам необходимо узнать величину А. Берем штангенциркуль и измеряем расстояние между стенками соседних отверстий. Теперь к этому числу суммируем диаметр самого крепёжного отверстия. В результате получилась дистанция между центрами соседних отверстий. Формулы используются зависимо от числа отверстий на диске. Итоговая величина В является PCD.

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Итоговая величина В является PCD

Разболтовка дисков считается фактором, которой тем или иным образом влияет на безопасность движения. Вот почему не нужно им пренебрегать. Если соответствия не будет, то колесо неточно установится по оси и как результат не получится требуемый момент затяжки. И может визуально заметить отклонения от нормы крайне сложно, но при езде у такого колеса будет увеличенное биение. По истечении какого-то времени это деформирует детали рулевого механизма, а также подвески. Бывают и такие случаи, когда при езде полностью откручивается колесо.

Есть такие автолюбители, которые подгоняют разболтовку диска, у которого диаметр (PCD) чуточку больше исходного. В таком случае для установки применяют специальные центровочные кольца. Данная методика имеет своих приверженцев и противников. Не следует проводить эксперименты, если не уверены в безопасности движения. Поскольку в случае неудачи никакая роскошь внешнего вида не стоит полученных потерь.

Величина вылета диска

Вылет является одним из важнейших критериев для подбора дисков. Он определяет расстояние между вертикальной осью симметрии диска и плоскостью соприкосновения диска к ступице.

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Вылет определяет расстояние между вертикальной осью симметрии диска и плоскостью соприкосновения диска к ступице

Дисковый вылет бывает:

  • положительным (вертикальная ось диска расположена сзади привалочной плоскости);
  • нулевым (ось диска накладывается на привалочную плоскость);
  • отрицательным (ось диска располагается спереди привалочной плоскости).

Параметры вылета дисков строго регламентированы заводом-изготовителем автомобиля, и напрямую связаны с кинематикой подвески. Изменение штатной величины вылета допускается не более чем на 5 мм.

Пример таблицы совместимости

Для понимания общего принципа темы, ниже будет приведена разболтовка форд фокус 2. Сразу стоит отметить, что разболтовка колес у всех моделей Focus одинакова — 5/180. При выборе дисков следует обратить внимание именно на этот показатель, как основополагающий. Однако так же важную роль имеет вылет колесного диска, который может отличатся.

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

В зависимости от комплектации, на Фокус 2 устанавливались диски разного диаметра

В зависимости от комплектации, на Фокус 2 устанавливались диски разного диаметра, их характеристики следующие:

Разболтовка — крепеж колесного диска к ступице посредством специальных болтов. В сокращенном варианте разболтовку обозначают аббревиатурой « PCD » —«PitchCircleDiameter».

Отверстия для крепления расположены на строго выверенном расстоянии друг от друга, стандарт которого задается на заводе-изготовителе. При выборе нового колесного диска необходимо учитывать все основные показатели, влияющие на установку — вылет, ширину и разболтовку. Неправильная разболтовка колесного диска может привести к выходу из строя компонентов рулевого управления и подвески. Поэтому при установке новых литых дисков необходимо следовать рекомендации производителя.

Маркировка дисков

Производители штампованных и литых дисков осуществляют маркировку по собственным стандартам, которые имеют сходные параметры. В качестве примера рассмотрим маркировку диска автомобиля FordFocusII— 6,5Jx17H2 ET50 PCD: 5/108 d 63.3

6,5J—посадочный размер покрышки, измеряемый в дюймах;

H2 — информация о кольцевых выступах (хампах) вдоль закраин колесного диска;

17 — диаметр диска в дюймах;

PCD — стандартизированное расстояние от центра к крепежным отверстиям;

5/108 — количество отверстий под крепеж и диаметр их центров;

ET50— значение «вылета» диска в миллиметрах;

63.3 — диаметр центрального отверстия.

Как измерить разболтовку дисков?

Чтобы измерить разболтовку литого диска, нужно узнать точное количество крепежных отверстий под болты или гайки. У дисков с четным количеством крепежных отверстий значение PCD равняется расстоянию между центрами дальних болтов. У дисков с пятью крепежными отверстиями PCD равно расстоянию между центром и самым дальним болтом умноженное на коэффициент 1,051. Диаметр отверстия задается на заводе-изготовителе — для большинства марок автомобилей указывается собственная разболтовка колесных дисков. Таблица разболтовки позволяет определить вылет и диаметр у конкретной модели.

Купить диски подходящего размера вы можете в нашем интернет-магазине «Spbkoleso». Мы предлагаем приобрести литые диски и диски Реплика по отличным ценам.

Таблица совместимости разболтовки колесных дисков позволяет определить основные параметры оборудования и подобрать наиболее подходящие колеса в случае необходимости? Что такое разболтовка и как самостоятельно узнать размеры колеса и крепежных отверстий, читайте далее.

Что это такое

Разболтовка колесных дисков– это перечень всех параметров колеса, которые необходимо знать для подбора нового оборудования.

В данный перечень входят:

  • количество отверстий, предназначенных для крепежных элементов (маркируется буквами LZ). В большинстве случаев легковое автотранспортное средство имеет по 3 – 6 крепежных отверстий для фиксации колеса, а грузовой транспорт – от 12 до 15 штук. Четное количество шпилек (4 штуки) имеется практически на всех автомобилях ВАЗ, за исключением нивы и всех моделях среднего класса
  • расстояние между крепежными отверстиями
  • PCD или диаметр окружности, по которой располагаются отверстия под крепежи
  • диаметр ступичного (центрального) окна (маркировка – DIA)
  • степень вылета колесного диска (ET). Вылет – это расстояние между плоскостью соприкосновения колесного диска со ступицей и плоскостью, проходящей через центр поперечного сечения диска. В зависимости от направления отклонения вылет может быть положительным или отрицательным

В чём опасность

Использование шин, не соответствующих по размеру конструкции автомашины, может привести:

  • к образованию погрешностей в измерениях таких приборов, как спидометр и одометр. Закономерность измерения данных приборов следующая: чем больше ширина колеса, установленного на транспортном средстве, тем больше максимальная скорость автомашины и меньше динамика его разгона и наоборот
  • к возникновению поломок. Колеса большего размера могут привести к выходу из строя рулевого управления и некоторых узлов подвести. Разбитая подвеска или проблемы с рулем так же могут стать причиной дорожного происшествия
  • к потере колеса при езде, что может причинить вред не только собственному автомобилю, но и иным участникам дорожного движения
  • к снижению/увеличению клиренса. Установка колесных дисков меньшего диаметра может стать причиной повреждения автотранспортного средства в результате постоянного взаимодействия с бордюрами. Увеличенный клиренс становится причиной дополнительного расхода топлива

Таким образом, использование колесных дисков большего или меньшего размера приведут к снижению общего уровня безопасности при эксплуатации транспортного средства и снижению срока службы техники.

Где посмотреть маркировку дисков и что она обозначает

Маркировка колесного диска наносится непосредственно на колесо и может располагаться:

  • на лицевой стороне
  • на оборотной стороне
  • на ободе (крайне редко)

Преимущественное место расположения маркировки – оборотная сторона диска, так как дополнительные символы не портят внешний вид.

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Маркировка наносится в соответствии с едиными стандартами Евросоюза UN/ECE 124.

Например, маркировка имеет следующие параметры: 7,5J х 15 H2 5х100 ЕТ 40 DIA 54,1. Это обозначает, что:

  1. Ширина обода (расстояние между краями обода) диска составляет 7,5 дюймов. Данный параметр учитывается при выборе покрышки.
  2. Форма закраины обода J. Параметр определяется в соответствии с радиусом закругления обода, формой контура, высотой и углом наклона полок. На иных транспортных средствах могут встречаться и иные модификации:
  • Р
  • D
  • B
  • K
  • JK
  • JJ и так далее
  1. Монтажный диаметр (в примере 15 дюймов) определяет радиус диска. Данный параметр должен полностью соответствовать диаметру покрышки.
  2. С двух сторон обода располагаются кольцевые выступы (Н2). На иных автомобилях могут быть:
  • один выступ (Н)
  • выступы плоской формы (FH)
  • ассиметричные выступы (АН) и так далее
  1. Колесо крепится при помощи 5 болтов, расположенных на окружности диаметром 100 мм.
  2. Величина вылета – 40 мм.
  3. Диаметр ступичного окна составляет 54,1 мм.

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Определение разболтовки самостоятельно

Если маркировка на диске отсутствует (повреждена, затерта и так далее), то необходимые для подбора параметры можно измерить самостоятельно. Для проведения работы потребуются линейка или штангенциркуль.

Вряд ли кто-то будет отрицать важность такого узла, как обычное колесо. Его неисправность оканчивается печально – от быстрого выхода шины из строя (в «лучшем» случае), до потери управления на полном ходу.

Покупая новые диски на развозной пикап либо ЦМФ, приходится сталкиваться с таким понятием, как «сверловка». Ниже описано, что это значит и как определить ее размер в домашних условиях. А, главное, насколько важен данный параметр при выборе модели.

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Что такое «сверловка дисков»?

В общем случае, сверловкой называется обработка заготовки, в результате которой в ней делают отверстия. Последние могут быть сквозными либо глухими. Их диаметр обычно чуть больше, чем у инструмента, что объясняется «биением» сверла, из-за его консольной установки. Чем лучше отрегулирован станок, тем меньше зазор. Сделанные отверстия требуются для крепления колеса либо размещения в них другой детали.

Сверловка как параметр диска (ее еще называют «разболтовка»; обозначают PCD — Pitch Circle Diameter) представляет собой диаметр (в миллиметрах) условной окружности, на линии которой находятся центры указанных выше отверстий. Кроме данной цифры, в маркировке ставят еще и их количество. Например: PCD 5х112 (Mercedes, Volkswagen, Audi,) либо PCD 5х100, 5х114,3 (Subaru, Mazda, Honda).

Сверловка – это важная характеристика диска, которой водители почему-то иногда пренебрегают. Колесо надо закрепить на ступице с абсолютной точностью. Иначе, возникают опасные биения, это может плохо кончиться. Т.о., меняя диски, нельзя брать модель с другими параметрами – даже в тех случаях, когда невозможно заметить отличия невооруженным глазом. Если на BMW ставят PCD 5х120, то PCD 5х120,6 от Jaguar не подходит!

Правда, есть оговорка. Когда значение сверловки, поставленное на диске, не совпадает с тем, которое требуется, то можно использовать специальные болты с эксцентриситетом. В таких изделиях конус смещается. При заворачивании резьбы, он занимает нужное положение, в результате чего диск становится без перекоса. Встречаются также гайки-эксцентрики, но реже. И болты, и гайки надо использовать в паре с центровочными кольцами.

Как самостоятельно определить сверловку в домашних условиях?

Значение PCD ставится на обратной стороне диска. Если надо его проверить, то колесо снимать не обязательно. Достаточно измерить расстояние S между центрами отверстий, расположенных по соседству. После чего – сделать нехитрые расчеты.

  • Для дисков с креплением на трех болтах или гайках: PCD = S / 0,8658
  • -**- -**- -**- на четырех -**- -**-: PCD = S / 0,7071
  • -**- -**- -**- на пяти -**- -**-: PCD = S / 0,5878
  • -**- -**- -**- на шести -**- -**-: = S / 0,5

Двойная сверловка

В некоторых случаях, диск может иметь две группы отверстий, со смещением одной относительно другой. Подобные изделия предназначены для двух типов ступиц. Пример: 5х100/114,3. Модель с таким обозначением подходит, как для PCD 5х100, так и для PCD 5х114,3.

Центральное отверстие диска

Значение DIA (диаметр центрального отверстия) на привалочной плоскости должно соответствовать размеру посадочного цилиндра на ступице. Тогда обеспечивается предварительная центровка колеса, и установка болтов оказывается заметно проще. Финишное центрирование выполняется при затяжке болтов / гаек их сферическими либо коническими поверхностями.

Если диски не «родные», то может оказаться, что центральное отверстие больше, чем надо. Производители запчастей увеличивают данный параметр и предлагают к диску комплект переходных колец. За счет этого, изделие годится для разных моделей авто. В таких случаях, колесо центруют по сверловке. Если сверловка правильная, а вынос – нет, то применяются специальные проставки. С их помощью корректируют вылет, располагая их между ступицей и привалочной плоскостью.

Т.к. диаметры крепежных отверстий выполняются с плюсовым допуском, то при выборе PCD легко ошибиться. Особенно, если разница небольшая, не отличимая «на глаз». Например, на ступицу 100/4 могут поставить (и нередко ставят!) колеса 98/4. Это категорически не рекомендуется, т.к., в данном случае, только один болт окажется затянутым «как следует». Прочие отверстия «поведет» в сторону. Крепеж на них получится недотянутым. Или затянутым с перекосом. Посадка колеса на ступицу окажется неполной. При езде оно будет вибрировать, а недотянутые болты / гайки могут самопроизвольно открутиться.

Количество болтов и расположение отверстий

Часто спрашивают: почему на разных марках автомобилей колесные диски крепятся к ступицам различным числом болтов или гаек? И почему, даже при одинаковом количестве крепежных элементов, PCD (т.е., диаметр условной окружности) тоже отличается? Например, если взять «пятиболтовые» диски, то в этой категории можно встретить PCD 110, 112, 113 или 114. А также 114.1, 114.3, 114.5. И этот список можно продолжить. Зачем нужно такое разнообразие, если, как уже говорилось выше, даже небольшая разница приводит к тому, что «чужой» диск оказывается неподходящим? Колесо, может, и «налезет», но одни болты окажутся перетянутыми, а другие, наоборот, недотянутыми. Разве трудно производителям договориться о едином стандарте? Это было бы удобно для владельцев легких коммерческих автомобилей! Да и не только для них.

Все дело в том, что число болтов / гаек на диске зависит от нагрузки на колесо. Т.е., от веса машины и условий ее эксплуатации. По первому параметру все понятно. Чем выше масса ТС, тем больше надо ставить крепежных элементов. По второму – тоже, в общем-то, без особых вопросов. Разве можно сравнивать нагрузку на диски «бегающего» по городскому асфальту рефрижераторного фургончика KIA Bongo и предназначенного для бездорожья коммерческого фургона Nissan NV Cargo X Off-Road. Для решения проблемы прочности крепления колес есть два пути. Первый – простой и дешевый. Рассчитать, сколько нужно болтов на диске. Автопроизводители так и делают. Второй – сложный и дорогой. Придумать сверхпрочную деталь, подходящую для любой модели. Понятно, что никто не будет этим заниматься. Зачем, без крайней нужды, повышать и так немалую себестоимость техники?

А почему тогда, при одинаковом числе болтов, PCD и DIA разные? Трудно сказать, потому что данные параметры на прочность конструкции не влияют. Специалисты считают, что просто никто не хочет менять ситуацию, которая сложилась исторически, отчасти, под влиянием разных систем измерения. У немцев, например, метрическая. А японцы начинали с копирования американской техники, там все было в дюймах и футах.

В принципе, производители могли бы договориться по вопросам стандартизации PCD и DIA. Но тогда пришлось бы перенастраивать, а может, и менять, станки, на которых делают ступицы и колеса.

Заключение

Сверловка дисков – это очень важный параметр. Его надо обязательно учитывать при замене колес. Если поставить не то, что требуется, то даже маленькое, не видимое глазу, несоответствие, может обернуться большими неприятностями.

Если вы любите читать автомобильные журналы и рассматривать новые модели автомобилей, то наверно замечали, что на автошоу они выглядят значительно лучше, чем те серийные образцы, которые предлагаются в салонах. Всё правильно, любое автошоу предназначено для того, чтобы производители показали свои новые разработки в выгодном свете и привлекли к ним внимание общественности.

Многие водители любят заниматься стайлингом своих авто. Мы уже писали на нашем сайте Vodi.su о самых разных видах стайлинга и тюнинга: подсветка дисков, эквалайзер на заднее стекло, увеличение мощности мотора. Вот хотелось бы поговорить про диски. Придать автомобилю спортивный вид можно за счет понижения клиренса и установки нештатных литых или кованных дисков с насаженной на них низкопрофильной резиной.

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Казалось бы, что всё просто — снимаете старые диски, покупаете новые, прикручиваете их к ступице и наслаждаетесь новым видом своего автомобиля. Однако, нужно уметь правильно подбирать колесные диски, которые маркируются особым образом. То есть необходимо научиться читать маркировку колесных дисков.

Маркировка колесных дисков – основные параметры

На самом деле при выборе колесного диска нужно обращать внимание на многие параметры, а не только на ширину обода, количество отверстий под болты и диаметр.

Приведем простой пример. 7.5 Jx16 Н2 5/112 ET 35 d 66.6. Что означают все эти цифры и буквы?

Итак, 7,5х16 — это размер в дюймах, ширина обода и посадочный диаметр.

Важный момент — значок «х» означает, что диск неразъемный, то есть не штампованный, а скорее всего литой или кованный.

Латинская буква «J» указывает на то, что края обода приспособлены для моноприводных автомобилей.

Если бы вы искали диск для полноприводного авто, то нужно было бы искать диск с маркировкой «JJ».

Есть и другие обозначения — JK, K, P, D и так далее. Но именно типы «J» или «JJ» являются наиболее распространенными сегодня. В любом случае в инструкции должно быть указано, какие типы диска подходят для вашей машины.

Н2 — это обозначение говорит о том, что на ободе есть два кольцевых выступа — хампа (Hamps). Они нужны для того, чтобы бескамерная резина не соскальзывала. Могут быть также диски с одним хампом (Н1), вообще без них или с выступами особой конструкции, соответственно они будут обозначаться СН, АН, FH. Стоит отметить, что если вы хотите установить покрышки Ранфлэт (RunFlat), то нужны будут диски именно Н2.

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Что такое 5/112 мы рассмотрим ниже, потому что данный параметр как раз и показывает разболтовку диска.

ЕТ 35 — вылет диска. Этот параметр говорит о том, насколько плоскость приложения диска к ступице отклоняется от оси симметрии обода.

  • положительным — область приложения выходит за рамки оси симметрии, причем в наружную сторону;
  • отрицательным — область приложения вогнута внутрь;
  • нулевым — ступица и ось симметрии диска совпадают.

Если вы хотите провести тюнинг, то на вылет диска нужно обращать особое внимание — отклонение от штатных показателей допускается, но не больше, чем на несколько миллиметров, иначе увеличится нагрузка как на сами диски, так и на ступицу, а соответственно на всю подвеску и рулевое управление.

D 66,6 — диаметр центрального отверстия. Если подобрать точно совпадающий диаметр не получается, то можно купить диски с большим диаметром центрального отверстия. В таком случае вам должны будут подобрать специальный комплект проставочных колец, за счет которых размеры можно будет подогнать под необходимый вам диаметр посадочного цилиндра на ступице.

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Разболтовка колесных дисков

Если с размерами и особенностями конструкции всё более или менее понятно, то разболтовка у многих может вызывать вопросы.

В приведенном выше примере мы видим показатель 5/112. Это означает, что диск прикручивается к ступице с помощью 5-ти болтов, а 112 — это диаметр окружности, на которой размещены эти 5 отверстий под колесные болты.

Часто бывает так, что этот параметр для разных моделей отличается на доли миллиметра. Например на Жигули идут диски с разболтовкой 4/98. Если же вы купите диски 4/100, то визуально ничем отличаться он не будут, да и сядут на свое посадочное место без особых проблем. Но вот во время езды это несоответствие быстро напомнит о себе — появится биение, которое постепенно приведет к деформации диска, ступицы, ступичные подшипники быстро разобьются, пострадает подвеска, а вместе с ней и ваша безопасность. Вы также почувствуете вибрации руля. Если вовремя не принять мер, то колесо может просто оторваться.

Рассчитать разболтовку можно самостоятельно.

Для этого вам нужно:

  • посчитать количество болтов;
  • измерить расстояние между двумя соседними болтами с помощью штангенциркуля;
  • в зависимости от количества болтов полученное расстояние умножить на 1,155 (3 болта), 1,414 (4), 1,701 (5).

Если в результате этого несложного математического действия вышло дробное число, то его допускается округлить в большую сторону. Кроме того, у любого производителя имеются таблицы разболтовки и если у вас для Мерседеса вышел показатель 111, то в каталоге вы можете увидеть, что Мерседес не использует диски с такой разболтовкой, соответственно правильный выбор будет — 112.

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Поэтому рекомендуем не прислушиваться к горе-консультантам в автомагазинах, которые будут вам доказывать, что лишний миллиметр или даже доля миллиметра особой разницы не играют. Требуйте подобрать вам диск того размера, как указано в инструкции.

Обратите также внимание, что даже при небольшом несоответствии затянуть болты полностью вы не сможете, отсюда и все беды связанные с биением диска.

При подборе дисков нужно также смотреть, подходят ли отверстия под диаметр ступичных болтов. Если же вы покупаете диск в комплекте со ступичными болтами или шпильками, то резьба тоже должна подходить. Все данные параметры можно узнать в многочисленных справочниках.

Приведем пример: мы подбираем диск на Mazda 3.

Воспользовавшись справочником из открытого доступа, находим:

  • разболтовка — 5х114,3;
  • диаметр ступичного отверстия — 67,1;
  • вылет — ЕТ50;
  • размер и резьба колесных шпилек — М12х150.

То есть даже если мы захотим подобрать диски большего диаметра и более широкие, чтобы автомобиль выглядел более спортивно и «круто», то все равно параметры разболтовки и вылета должны остаться прежними. Иначе мы рискуем разбить подвеску своей «Мазды Троечки», а ремонт выльется в непредвиденные расходы. В любом случае, если самостоятельно найти информацию не получается, можно обратиться в официальную станцию техобслуживания, автосалон дилера или магазин запчастей, у работников которых должна быть вся эта информация.

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры Кажущийся праздным интерес, как узнать разболтовку диска, на самом деле свойственен не только тем, кто хочет выглядеть оригинальнее на своем автомобиле. Не вопрос: в большинстве случаев диски меняют на более солидные или креативные именно для привлечения всеобщего внимания.

С такими обновленными колесами машина четко выделяется из аналогичного модельного ряда, смотрится дороже, стремительнее и мощнее (в некоторых случаях это даже можно воспринимать, как элемент не слишком дорогого и довольно эффективного метода тюнинга машины). Но разболтовкой интересуются и те, кому, в общем-то, так называемые фишки – безразличны.

Содержание

Покупать колесный диск на глаз, не уточнив разболтовки, не самое лучшее решение. Он оказывается установленным, мягко говоря, криво по оси. Из-за этого затяжка крепежа получается недостаточной.

И что самое плохое – визуально это абсолютно не заметно. Зато при езде ощущается всеми сочленениями: биение колеса превышает все допустимые нормы. Если смириться с положением дел, в дальнейшем невнимательного хвастуна ждет ремонт подвески или рулевого механизма. И это если ему повезет, и колеса не слетят прямо на трассе.

Как узнать разболтовку диска, мы расскажем подробно, толково и с пояснениями, чтобы дополнительных вопросов у читателей не возникло уже никогда.

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Изучаем маркировку

  • Каждый диск помечен набором цифр и латинских букв. Тем, кто не интересовался, что все это значит, они покажутся китайской грамотой. А между тем, маркировка несет в себе полную информацию о диске;
  • Первое в ряду число указывает, какую ширину имеет диск у вас перед глазами. Измеряется она в дюймах;
  • Следующее число после разделителя обозначает диаметр диска. Единицы измерения – те же дюймы;

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Определяем разболтовку

Самой простой процедурой является установление первого показателя. Считаем количество болтов на заводском диске – и он перед вами. Несколько труднее придется со вторым, тут уже понадобятся измерения, формулы и вычисления, для успешности которых придется достать штангенциркуль. Общая формула элементарна:

А = В х const, где А – расстояние между соседними болтами (измеряется от наружной стенки одного до аналогичной стенки другого плюс диаметр самого отверстия для крепежа), В – искомая величина, а const зависит от количества болтов. Для 3-х она составляет 1,155; для 4-х – 1,414; для 5 – 1, 701.

Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры

Сомнительная подгонка

Так что прежде, чем решаться на такие меры, нужно несколько раз подумать: если вам не жалко машину, пожалейте хотя бы тех, кто едет в ней рядом с вами.

Разобравшись, как узнать разболтовку диска, и проведя все нехитрые манипуляции с имеющимися колесами, можно уже смело отправляться за обновкой и переобувать свой автомобиль.


Сообщение от БЕК 777
Сообщение от japandisk17
Сообщение от ИгoрЫч
Сообщение от mikiporis
Сообщение от ИгoрЫч
Сообщение от mikiporis
Сообщение от ИгoрЫч

Ну это заблуждение действительно характерно для многих автолюбителей и спортсменов в том числе и Японских и даже для создателей Судзуки Джимни ( Самурай)- там на задних колесах этого хаба изначально нет и не проектировалось.

Сообщение от ИгoрЫч

Аргументы неубедительные))
Самоточенные проставки — средство для лечения вылета колеса или разболтовки нештатной,
Что самое интересное, доводилось мне видеть далеко не универсальные шайбы со шпильками, с проточной с одной стороны под ступицу и с другой под диск с ЦО конкретного размера!
Ширпотребовские проставки очевидно заточены под массмаркет и возможность 10-15ю вариантами перекрыть потребности рынка.
Диаметр ЦО автолюбитель не прочувствует, пока по недогляду не приобретет диски с диаметром ЦО меньше, чем выступ на ступице.
Кст, относительно Сузуки ты меня действительно удивил, не встречал серийных авто без выступа под колесный диск на ступице, Формулу 1 вживую видел без сликов, там тоже выступ есть. и шпилек колесных нет)))

Пс
На одной из твоих картинок в аккурат 73 означает диаметр ЦО.

Сообщение от ИгoрЫч

Аргументы неубедительные))
Самоточенные проставки — средство для лечения вылета колеса или разболтовки нештатной,
Что самое интересное, доводилось мне видеть далеко не универсальные шайбы со шпильками, с проточной с одной стороны под ступицу и с другой под диск с ЦО конкретного размера!
Ширпотребовские проставки очевидно заточены под массмаркет и возможность 10-15ю вариантами перекрыть потребности рынка.
Диаметр ЦО автолюбитель не прочувствует, пока по недогляду не приобретет диски с диаметром ЦО меньше, чем выступ на ступице.
Кст, относительно Сузуки ты меня действительно удивил, не встречал серийных авто без выступа под колесный диск на ступице, Формулу 1 вживую видел без сликов, там тоже выступ есть. и шпилек колесных нет)))

Пс
На одной из твоих картинок в аккурат 73 означает диаметр ЦО.

Миниатюры

Разболтовка Шкода Карок не относится к основным техническим характеристикам и практически не влияет на принятие решения при выборе автомобиля. Ведь к наиболее значимым параметрам относят другие. Это рабочий объем, мощность и экономичность двигателя, максимальная скорость и разгон, тип трансмиссии, конструкция ходовой части, габаритные размеры.

Большинство водителей не придает значения такой характеристике как разболтовка, хотя она оказывает существенное влияние на правильную работу подвески. Пристальное внимание этому нюансу уделяют любители тюнинга. Некоторые же автолюбители и вовсе не догадываются о существовании такого понятия.

Что такое разболтовка

Разболтовка — это совокупность параметров посадочного места колесного диска. К ним относится:

  • количество отверстий (LZ);
  • диаметр окружности, на которой расположены их центры (PCD);
  • диаметр центрального отверстия (DIA);
  • вылет диска (ET).

Если присмотреться к различным автомобилям, можно заметить, что колеса у них крепятся по-разному. У одних колесо прикручивается гайками на шпильки, у других — болтами, вкручивающимися непосредственно в резьбовые отверстия на ступице. Количество точек крепежа может составлять от трех до шести и более в зависимости от класса автомобиля.

Способ крепления и количество его точек рассчитывается конструкторами в зависимости от мощности двигателя, особенностей трансмиссии, массы авто, предполагаемого характера эксплуатации и других факторов. Для Шкоды Карок предусмотрено крепление колеса пятью болтами.

Параметры разболтовки Škoda Karoq

Колесные диски Škoda Karoq 2020–2021 модельного года для российского рынка имеют следующие параметры разболтовки:

  • LZ=5;
  • PCD=112 мм.

Диаметр посадочного отверстия (DIA) на диски Шкода Карок составляет 57,1 мм. Вылет ET равен 43 мм (для 16-дюймового обода) или 45 мм (обод диаметром 17 и 18 дюймов) Ширина диска — 6J или 7J соответственно.

Внимание, это важно! Для крепежа колес Škoda Karoq применяются болты с метрической резьбой наружным диаметром 14 мм, шагом 1,5 мм и сферической фаской. Класс прочности болта — не менее 10.9.

Комбинации шин и дисков для Škoda Karoq

Рекомендованные сочетания обода и покрышек указываются в технической документации автомобиля. В целях тюнинга допускаются некоторые отклонения параметров диаметра и ширины от заводских норм. При этом должны соблюдаться определенные закономерности. В частности, общий диаметр колеса не должен увеличиваться значительно.

Следовательно, при установке обода большего диаметра требуется резина, высота профиля которой меньше на разность радиусов между новым и старым диском. Эти правилом можно пренебречь, если позволяет размер колесных арок (колесо не должно задевать их при повороте до упора и при проседании кузова).

Комбинации шин и дисков, считающиеся для Škoda Karoq стандартными, приведены в таблице ниже.

Обратите внимание! Увеличение колесного диаметра приводит к смещению центра тяжести автомобиля вверх. Соответственно, в поворотах и на неровностях боковая устойчивость ухудшится за счет центробежной силы.

При установке нестандартных дисков не следует допускать значений вылета, сильно отличающихся от предусмотренных заводом-изготовителем. Значительно превышенный вылет колеса увеличивает нагрузку на элементы подвески и влечет их преждевременный выход из строя. Кроме того, подобный необдуманный тюнинг приводит к усиленному загрязнению кузова автомобиля, если не установить расширенные брызговики.

Момент затяжки колес Шкоды Карок

Затягивать колеса на глазок крайне не рекомендуется. Чрезмерная затяжка может повлечь обрыв крепящего болта и преждевременный износ посадочных мест. Слабая затяжка болтов чревата их раскручиванием на ходу, что может привести к дорожно-транспортному происшествию с тяжелым исходом.

Согласно руководству по эксплуатации Škoda Karoq, рекомендованный момент затяжки колес составляет 140 Нм. Для его инструментального определения следует пользоваться динамометрическим ключом. При отсутствии такого инструмента затяжку желательно производить штатным балонным ключом с максимальным усилием руки, не прибегая к помощи ног и дополнительных рычагов.

Резюме. Экспериментировать с разболтовкой Шкоды Карок можно, но в разумных пределах — отдавая приоритет перед модой фактору безопасности.

Отзывы