Нормальный заряд автомобильного аккумулятора

Многие владельцы автомобилей сталкивались с ситуацией, когда с утра не могли завести машину. Причём с вечера все было нормально. Да и сам аккумулятор новый и в исправном состоянии. Причиной здесь может быть ток утечки аккумулятора. Это явление существует на любом автомобиле, но должно укладываться в определённую норму. Если норма тока утечки превышена, то аккумулятор во время стоянки будет разряжаться. В результате вы будете иметь проблемы с запуском двигателя. Пора разобраться из-за чего происходит ток утечки аккумулятора и как привести его к норме.

Причины возникновения тока утечки аккумуляторной батареи

Назначение аккумуляторной батареи заключается в том, чтобы обеспечивать пуск двигателя, и помощь генератору в обеспечении питанием потребителей бортовой сети, если последний не справляется с нагрузкой. Во время поездки АКБ подзаряжается от генератора и возмещает разряд. По идее на стоянке автомобильный аккумулятор не должен терять заряд, но существует ток утечки. Причём в современных авто, где есть множество электроники, ток утечки увеличивается и зачастую превышает норму.

Нормальный заряд автомобильного аккумулятора

  • изношенная или некачественная проводка, изоляция;
  • неправильное подключение электроники (звуковая система, телевизор и т. п.);
  • грязные, окисленные контакты.

Важно понимать, что ток утечки автомобильного аккумулятора может приводить не только к разрядке аккумулятора, но и к возгоранию проводки. Разряженный аккумулятор – это само по себе неприятно, но если не привести ток утечки в норму, то последствия этого явления будут гораздо хуже.

Поэтому важно обнаружить причину тока утечки и устранить её. Как найти виновника этого явления?

Диагностика и норма тока утечки АКБ

Что потребуется при измерении тока утечки аккумулятора:

  • мультиметр;
  • рожковый ключ на 10;
  • перчатки.

Нормальный заряд автомобильного аккумулятора

  • для начала выключаете зажигание, вынимаете ключ из замка. Двери в машине закройте, а стекла откройте. При измерении будет отключаться и включаться АКБ. Поэтому может сработать центральный замок. Так, что на всякий случай оставьте доступ в салон;
  • проверьте, чтобы были отключены все потребители тока (обратите внимание на лампочки под капотом, в багажнике, бардачке и т. п.);
  • откройте капот и отключите от аккумулятора минусовую клемму;
  • после этого мультиметр переводим в режим измерения тока и подключаем в разрыв между минусовой клеммой и отрицательным выводом аккумулятора;
  • включаем мультиметр и снимаем показания тока утечки.

Нормой тока утечки считаются значения от 15 до 70 мА. Для современного автомобиля вполне нормальные показатели.

Если в вашем случае ток утечки автомобильного аккумулятора значительно выше, то нужно искать причину этого. Как это сделать?

Подключаете мультиметр, как было сказано выше, и по очереди начинаете вынимать предохранители и реле. Это делается для поочерёдного размыкания цепей в бортовой сети. Когда показания тока утечки придут в норму, значит, вы нашли цепь с проблемным потребителем. Дальше уже нужно более подробно заниматься этим устройством (ремонт, замена).

Ниже можно посмотреть видео об измерении тока утечки автомобильного аккумулятора:

Дополнительная проверка

Может возникнуть ситуация, когда вы проверили ток утечки с извлечением предохранителей, но источник проблемы установить не удалось. Тогда нужно провести проверку мест, которые не защищены предохранителями. Это, к примеру, стартер и генератор. Ведь часто причиной разряда АКБ является некорректная работа генератора, который её просто не заряжает. О норме заряда аккумулятора автомобиля вы можете прочитать в статье по указанной ссылке.

  • выключаем зажигание, вынимаем ключ из замка, гасим все потребители тока в авто;
  • подключаем щупы мультиметра к АКБ (чёрный к минусу, красный к плюсу);
  • переводим мультиметр в режим измерения напряжения;
  • включаем и измеряем напряжение (на полностью заряженной батарее значение равно 12,6─12,9 вольт);
  • затем заводим двигатель, включаем ближний свет фар, печку, обогрев заднего стекла;
  • снова измеряем напряжение на АКБ (в идеале напряжение должно быть 12,8─13,4 вольт. Максимальное значение 14,3 вольт).

На видео показана проверка работы генератора автомобиля

О чём следует помнить?

При проведении профилактических работ с аккумулятором советуем проверять ток утечки автомобильного аккумулятора. На современном автомобиле нормой является значение 15─75 мА при выключенных потребителях бортовой сети.

Если значение тока утечки значительно превышает норму, то как минимум следует обратиться за консультацией к автомобильному электрику. Если у вас есть тестер и навыки обращения с ним, то проблемное устройство или неисправную проводку можно найти самостоятельно. Советуем также прочитать о том, как проверить емкость аккумулятора.

В любом случае ток утечки, превышающий норму, нельзя игнорировать. Ведь это может закончиться не просто севшим аккумулятором, а ещё и возгоранием изношенной проводки. Будьте внимательны и удачи на дорогах! Если у вас есть дополнения или отзывы к статье, пишите их в комментариях ниже.

Опрос

Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также ваше мнение о причинах тока утечки, оставляйте в комментариях ниже. Голосуйте в опросе и оценивайте статью.
Вернуться к содержанию

ОГЛАВЛЕНИЕ
АВТОСЕРВИС И АВТОМОБИЛИСТЫ
Постановка машины на ремонт
Оценка стоимости заказа.
Качество авторемонтных работ
Претензии по качеству ремонта
Подача претензии
Экспертиза после ДТП
Торговля запасными частями
Покупательские предпочтения
Неоригинальные автозапчасти
Сертификаты качества
Порядок продажи автозапчастей
Претензии по качеству автозапчасти
Правила проведения технической экспертизы
Предпродажная подготовка транспортного средства
Как сэкономить топливо
Подготовка ТС к техосмотру
Продление жизни аккумулятора
Правильная зарядка аккумулятора
АВТОСТРАХОВАНИЕ
ПРАВИЛЬНЫЙ УХОД ЗА АВТОМОБИЛЕМ

Cсылки 1
Ссылки 2

КОНСУЛЬТАЦИИ — АВТОМОБИЛИСТАМ » Правильная зарядка аккумулятора
Нормальный заряд автомобильного аккумулятора
Ближе к концу осени у автомобилистов нередко возникает вопрос качественной зарядки аккумулятора. Как же это делать для достижения наилучшего результата?

Свинцовые аккумуляторные батареи заряжаются от источника «выпрямленного» (постоянного) тока. Для этого годится любое устройство, позволяющее регулировать ток или напряжение зарядки, при условии что оно обеспечивает увеличение зарядного напряжения до 16,0-16,5 вольт. В противном случае зарядить современную 12-вольтовую батарею полностью, до 100 процентов ее емкости не удастся.

Для зарядки положительный вывод зарядного устройства соединяется с клеммой (+) аккумулятора, а отрицательный вывод — с клеммой (-).

Существуют два режима зарядки: режим неизменности тока и режим неизменности напряжения. По своему влиянию на продолжительность жизни аккумулятора эти режимы равнозначны.

Зарядка в режиме неизменности тока.

Аккумулятор заряжается при токе, сила которого составляет одну десятую часть от номинальной емкости при двадцатичасовом разряде. То есть, для аккумулятора, имеющего емкость 60 А/ч (ампер в час), нужен зарядный ток 6А. Недостаток этого режима зарядки состоит в необходимости неоднократного (через каждые 1-2 часа) контроля величины тока и его регулирования, а также сильное выделение газов в конце процесса.

Для того чтобы снизить газовыделение и обеспечить более полную заряженность аккумулятора полезно применять постепенное уменьшение силы тока по мере повышения напряжения заряда. При достижении напряжением значения 14,4 вольт ток заряда нужно уменьшить наполовину до 3 ампер (для аккумулятора, емкостью 60 А/ч) и продолжать зарядку, пока не начнется газовыделение.

В современных аккумуляторах, не снабженных отверстиями для доливки воды, после увеличения напряжения зарядки до 15 вольт полезно еще раз уменьшить зарядный ток наполовину — до 1,5 ампер (для аккумулятора, емкостью 60 А/ч).

Полностью заряженным аккумулятор можно считать, если напряжение и ток зарядки остаются неизменными 1-2 часа.

У так называемых необслуживаемых аккумуляторов состояние полной заряженности наступает при значении напряжения, равном 16,3-16,4 вольт (разница зависит от качества электролита и состава сплавов, из которых сделаны решетки).

Зарядка в режиме неизменности напряжения.

При использовании этого метода уровень заряженности аккумулятора в конце процесса зависит от величины напряжения зарядки, выдаваемого зарядным устройством. Так после непрерывной 24-часовой зарядки при значении напряжения 14,4 вольт 12-вольтовый аккумулятор будет заряжен до 75-85% от своей емкости, при значении напряжения 15 вольт — до 85-90%, а при 16 вольтах — до 95-97%. Полностью за 20-24 час. аккумулятор заряжается при подаче на него напряжения 16,3-16,4 вольт.

В зависимости от емкости и внутреннего сопротивления аккумулятора в момент начала зарядки сила проходящего через него тока может превышать 50 ампер. Поэтому во избежание выхода его из строя в зарядных устройствах предусмотрено ограничение максимального тока до 20-25 ампер.

В процессе зарядки напряжение на клеммах аккумулятора постепенно достигает значения напряжения зарядного устройства, а сила тока заряда уменьшается почти до нуля (при условии что величина напряжения зарядки меньше напряжения, при котором начинается выделение газов). Таким образом зарядку можно производить без постоянного внимания человека. Показателем окончания зарядки здесь считается увеличение напряжения на клеммах аккумулятора до 14,3-14,5 вольт. В это время обычно включается зеленый световой сигнал, показывающий момент достижения требуемого напряжения и окончания процесса зарядки.

На практике для нормальной зарядки (до 90-95% емкости) необслуживаемых аккумуляторов современными зарядными устройствами с максимальным напряжением 14,4-14,5 вольт обычно требуется время более 24 часов.

Зарядка аккумулятора на автомашине.

На автомашине аккумулятор подзаряжается в режиме неизменного напряжения во время работы двигателя. По договоренности с изготовителями аккумуляторов автопроизводители устанавливают в генераторах напряжение зарядки 13,8-14,3 вольта — меньшее, чем напряжение, при котором происходит интенсивное газовыделение.

При понижении температуры воздуха возрастает внутреннее сопротивление аккумулятора, из-за чего эффективность его зарядки в режиме неизменности напряжения уменьшается. По этой причине аккумулятор на автомашине полностью возможно зарядить не всегда, а в зимнее время при напряжении на клеммах 13,9-14,3 вольта и включенных фонарях дальнего света заряженность АКБ не превышает 70-75%. В связи с этим зимой в условиях низких температур, небольших расстояний пробега автомобиля и частых пусках холодного двигателя полезно хотя бы раз в месяц заряжать аккумулятор в помещении с применением зарядного устройства.

Контроль плотности электролита.

У только что заряженного аккумулятора показатель плотности электролита в каждой банке должен находиться в пределах 1,27-1,29 г/см 3 . По мере расхода заряда плотность постепенно снижается и у аккумулятора, разряженного наполовину, составляет 1,19-1,21 г/см 3 . При полном разряде плотность электролита доходит до 1,09-1,11 г/см 3 .

У нормально заряженного аккумулятора, не имеющего внутренних коротких замыканий, показатель плотности электролита во всех банках примерно одинаков с расхождением не более 0,02 г/см 3 .При возникновении внутреннего замыкания в какой-либо из банок плотность электролита в ней будет ниже, чем в остальных, на 0,10-0,15 г/см 3 .

Плотность электролита и других жидкостей измеряют прибором, который называется ареометром. Для различных жидкостей у ареометра имеются сменные денситометры (от латинского слова densum — плотность, густота, вязкость).

Во время замера плотности ареометр по возможности нужно держать так, чтобы поплавок не касался стенки трубки. Вместе с этим измеряется температура электролита, и плотность вычисляется из расчета, что его теипература равна +25°C. Для этого показание ареометра увеличивается или уменьшается на значение, которое берется из таблицы, приводимой в соответствующей спецлитературе.

От уровня заряда, состояния автомобильного аккумулятора напрямую зависит возможность запуска двигателя. Потому водителю следует ознакомиться с рекомендованными автопроизводителем параметрами.

Определить уровень заряда можно по разности потенциалов между положительной и отрицательной клеммой АКБ.

Нормальный уровень заряда для аккумуляторной батареи

Основным показателем работоспособности АКБ является именно уровень заряда – напряжение. Автомобильная проводка, в зависимости от типа транспортного средства, может быть рассчитана на следующее его значение:

  • 12 В – легковые транспортные средства, малотоннажные грузовые;
  • 24 В – грузовые тягачи.

Важно помнить, что нормальное рабочее напряжение, отображаемое на экране тестера, несколько выше, чем требуемые для запуска двигателя. Связано это с просадкой напряжения при вращении стартера. Нередко случается, что аккумулятор разряжается при отсутствии нагрузки – чего происходит не должно в нормальном состоянии. Нередко подобное явление связано с током утечки. Изменить его можно при помощи мультиметра.

В стандартном случае норма напряжения на аккумулятора из 6 «банок» должна составлять 12.6-12.9 В. Осуществив простой расчет можно определить, что напряжение одного элемента составляет 2.1-2.15 В. Если показатель в состоянии без нагрузки менее – АКБ требуется подзарядка либо он скорой выйдет из строя.

Но нужно помнить: отсутствие номинального заряда не означает, что аккумулятор нельзя будет использовать. Важно помнить: автомобильный АКБ должен быть постоянно заряжен. Данную функцию в стандартном случае осуществляет генератор. Он позволяет осуществить процесс подзаряда, «выдавая» на клеммы 12.6-12.9 В.

Существует пропорциональная зависимость уровня напряжения от степени заряда:

Нормальный заряд автомобильного аккумулятора

Низкий уровень заряда: чем грозит?

Производители аккумуляторных батарей не рекомендуют осуществлять эксплуатацию АКБ с низким уровнем заряда. Он должен быть не менее заявленного уровня. Даже один запуск двигателя при пониженном напряжении сказывается на продолжительности «жизни». Следствием использования при пониженном напряжении является сульфатация пластин. Именно это становится причиной существенного снижения емкости пластин.

Нормальный заряд автомобильного аккумулятора

Минимальное критическое значение – 10.8 В. Нужно учитывать, что меньше этого значения уровень напряжения не должен опускаться. Уровень менее 11 В обозначается термином «глубокий разряд». В первую очередь от такого режима эксплуатации будут страдать кальциевые не обслуживаемые АКБ. Для них использование в режиме полного разряда приводит к мгновенному падению максимальной емкости.

Зависимость уровня электролита от степени разряда

Иногда случается, особенно часто на старых АКБ, что при нормальном напряжении запуск автомобиля все равно не происходит. Основная причина тому: выход из строя банок. С течением времени они просто обрастают сульфатом. Определить уровень износа можно по плотности электролита.

Нормальный заряд автомобильного аккумулятора

Для этого используется специальный прибор – ареометр. Принцип его действия сравнительно просто – при помощи резиновой «груши» на конце создается вакуум. После чего жидкость втягивается внутрь стеклянной колбы и по уровню шарика можно определить плотность. Проверить уровень напряжения на клеммах аккумулятора можно при помощи обычного мультиметра – его приобрести возможно в любом магазине.

Важно следить за состоянием АКБ. Только так можно не допустить преждевременный выход его из строя.

Номинальное напряжение работы автомобильного аккумулятора – основной показатель его нормальной работы. Необходимо постоянно следить за данной характеристикой.

Существует несколько способов проверки состояния АКБ – желательно контролировать его постоянно.

Нормальный заряд автомобильного аккумулятора

О чем говорит уровень напряжения на аккумуляторе?

Основной работы любого АКБ является ЭДС – электродвижущая сила. Именно она обеспечивает протекание электрического тока между полюсами и обеспечивает разность потенциалов. Измерение напряжения осуществляется непосредственно на выводах аккумулятора – его клеммах – при помощи специального мультиметра.

Электродвижущая силе определяется просто — это работа, затрачиваемая на перемещение положительного заряда между выводами источника питания. При отсутствии ЭДС на выводах будет отсутствовать питание. Причем в случае разомкнутой цепи электричество будет отсутствовать. Нужно помнить: оба основных параметра (ЭДС и напряжение) измеряются в вольтах.

Прибор, позволяющий измерить напряжение на клеммах аккумулятора, может обозначаться терминами:

  • мультиметр;
  • тестер;
  • вольтметр.

Обычно снабжается двумя специальными щупами – при помощи таковых осуществляется замер разности потенциалов. Нужно помнить: данный параметр зависит не только от уровня заряда и состояния. Но также от температуры среды, при которой хранится АКБ. Важное значение – это плотность электролита. При 20 0 С уровень плотности не должен составлять менее 1.27 г/см 3 . Напряжение на всех банках должно быть ровно 2.12 В.

Нормальный заряд автомобильного аккумулятора

Соответственно, стандартная аккумуляторная батарея, состоящая из 6 отдельных банок, выдает напряжение приблизительно составляющее 12.6-12.7 В. Если параметр менее указанного – то это повод усомниться в работоспособности.

Нормальные рабочие параметры для автомобильного аккумулятора

Стандартное нормальное напряжение для аккумулятора транспортного средства – 12.6 вольт. Данный параметр является стандартным, при проверке работоспособности батареи следует отталкиваться именно от него. В зависимости от ряда условий данный параметр может различаться. Например, некоторые изготовители могут утверждать, что стандартное нормальное напряжение на их продукции составляет 13 В.

Подобное допустимо. Но необходимо помнить о некоторых особенностях: для получения достоверных данных разность потенциалов между клеммами АКБ нужно замерять не сразу после зарядки. Следует выждать хотя бы один час. По истечении некоторого времени показатель нормализуется. Заявления многих производителей о 13 В – маркетинговый ход. Многие просто пользуются низким уровнем образованности покупателей.

Но если уровень напряжения падает до уровня менее 12 В – это серьезный симптом разряда. Уровень заряда максимум – половина от требуемого. Проводить замеры иногда следует и при работающем двигателе. Во время работы генератора между клеммами напряжение должно составлять примерно 12.6-12.7 В. Если напряжение менее – то вышел из строя генератор. И машину в таком состоянии эксплуатировать не допускается.

Чрезмерно высокий уровень заряда также негативно сказывается на работе АКБ – возникает перезаряд. Регулировка уровня подаваемого напряжения на клеммы осуществляется специальным диодным мостом. При выходе его из строя напряжение возрастает до 14 В. Что и приводит к перезаряду. Следствием становится:

  • преждевременный износ аккумуляторной батареи;
  • выкипание дистиллированной воды.

Причем падение уровня электролита может привести к серьезным последствиям. Усиливается сульфатация пластин. Как следствие – снижается емкость, понижается уровень заряда и возникают иные проблемы.

В каких условиях требуется измерять уровень напряжения?

Нужно помнить – показатель уровня заряда зависит от различных факторов. Причем для точного определения состояния конкретного транспортного средства нужно померить разность потенциалов в разных условиях. Выделяют 3 основных разновидности:

  • номинальное – указывается на корпусе батареи;
  • фактические – показания подключенного вольтметра;
  • под нагрузкой – в момент запуска автомобиля.

Нормальный заряд автомобильного аккумулятора

Номинальным напряжением принято указывать именно 12 В. Но следует отметить – данный показатель достаточно сильно далек от реальных характеристик. Нормальным считается показатель 12.6 В. Именно при таком машина будет нормально заводиться даже при -30 0 С (при условии исправного зажигания и остальных систем). В то же время без нагрузки АКБ также должен показывать нормальные параметры.

Проверка работоспособности аккумуляторной батареи под нагрузкой – процесс достаточно простой. После проведения такой процедуры в течение следующих 5 секунд нормальное напряжение должно восстановиться. Померить его можно мультиметром. Точные показатели данных обязательно отражаются в специальных таблицах.

Если автомобиль не заводится, присутствуют проблемы с пуском мотора – нужно подзарядить его в теплом помещении. Если то не помогает – батарея вышла из строя. Необходимо заменить её на новую.

Нормальный заряд автомобильного аккумулятора

Для зарядки автомобильного аккумулятора используются различные зарядные устройства. Которые, в среднем за 15-20 часов, обеспечат аккумулятору полный заряд батареи.

Если аккумулятор не заряжается, существует два предположения – неисправно зарядное устройство или сам аккумулятор . Если автовладелец путем тестирования убедился в нормальной работе зарядного устройства , то, по логике вещей, проблема в самом автомобильном аккумуляторе .

Существует вероятность повреждения нового аккумулятора , во время его зарядки. Заряжая недавно приобретенный аккумулятор, нужно помнить о том, что оставлять его на зарядке «без присмотра» нельзя, есть вероятность его повредить. Зарядка нового аккумулятора должна происходить постепенно и малым током.

Для того чтобы аккумулятор хорошо заряжался и продлился его срок службы , необходимо тщательно следить за показателем уровня электролита в аккумуляторе.

Повышенный саморазряд также может являться причиной, по которой аккумулятор не поддается зарядке. Чаще всего это происходит из-за присутствия в электролите вредных примесей, использовалась для доливки недистиллированная вода. Для устранения этой проблемы, необходимо разрядить батарею до напряжения 1,1В. Далее, избавиться от старого электролита(вылить), дистиллированной водой промыть аккумулятор, залить новый электролит.

Нормальный заряд автомобильного аккумулятора

Короткое замыкание. Его может вызвать разрешение сепаратора и соприкосновения пластин, так же зарядка аккумулятора большим током. Для решения этой проблемы, необходимо разобрать аккумулятор, заменить поврежденные сепараторы и электроды. После проведенного ремонта зарядить аккумулятор.

Окисление штырей «плюс» и «минус» . Устранить неисправность можно путем зачистки клемм и штырей.

Нормальный заряд автомобильного аккумулятора

Так называемое «коробление» электродов в батарее автомобильного аккумулятора . Обычно говорят, что электроды «покоробились», т.е. их «повело». Происходит этот процесс при повышении температуры электролита, из-за большой силы тока как зарядного, так и разрядного. Спасти аккумулятор, возможно, нужно заменить электроды при ремонте батареи.

Если же с аккумулятором все в порядке, нет видимых повреждений и неисправностей, при этом он все равно отказывается заряжаться, видимо срок его эксплуатации пришел к концу. Нужно отправиться на автомобильный рынок или в магазин автотоваров и приобрести новый аккумулятор. Аккумулятор в автомобиле рекомендуют менять каждые 3-4 года. Это избавит автовладельца от неприятного и несвоевременного сюрприза в виде внезапно «севшего» аккумулятора

Автор: Виталий Петрович, Украина, Лисичанск.

Ссылка на основную публикацию