Свойства тосола

Свойства тосола

Каждый автовладелец слышал о том, что такое тосол. Вопрос на засыпку: а что вы о нем знаете, господа автолюбители? Кто-то знает, что тосол — это почти незамерзающая жидкость, которую используют в системе охлаждения.

Кто-то добавит, что тосол, всё-таки, замерзает: об этом говорит цифра «40» на упаковке (то бишь, тосол замерзает при минус 40 градусах Цельсия). что ещё? Ах, да: ещё тосол надо менять раз в 2-3 года. Всё: на этом ваш багаж знаний по теме ограничен. А ведь всё куда глобальнее, господа!

Итак, давайте ознакомимся не только непосредственно с тосолом, но и с советами по его применению: поверьте, лишними эти знания не будут!

Мало кто из начинающих автолюбителей знает, что тосол больше течет именно на холодном двигателе, тогда как на горячем двигателе течь прекращается. По этому поводу — первый совет.
Если вы подозреваете, что тосол вытекает, то сделайте следующий «ход конем»: каждое утро открывайте капот и пальцами проверяйте места под хомутами. Есть влага — значит есть и место протечки.

Следующий «народный» способ обнаружить протечки — с вечера установить под моторный отсек двигателя чистый лист фанеры. Утром вы сможете «прочесть»: есть ли протечка и в каком месте её искать.

Следующая информация многих из вас может сильно удивить. Дело в том, что отечественный тосол производится вот уже более 30 лет без всяких изменений в составе. При чем тут это? Да при том, что за 30 лет и автомобили и их двигатели сильно изменились и тосол просто не соответствует требованиям мотора.

Например, классический тосол «сороковка» на 43% состоит из воды, 52% составляет этиленгликоль и лишь 2% составляют присадки. В 2% присадок входят 12 составляющих компонентов, которые должны оберегать двигатель от возникновения коррозии. (Присадки создают на поверхности металла специальную защитную пленку, которая защищает металл от воздействия воды).

Вывод: если тосол хоть немного разбавить водой, то действие присадок моментально прекращается: а что вы хотели — их же всего 2%!

Первое, что пострадает при разбавлении тосола водой — радиатор и помпа: помпа выйдет из строя, а радиатор, ясное дело, просто потечет.

Совет №2: настоятельно не рекомендуется заливать отечественный тосол в двигатели иномарок! Почему? Всё дело в металле, из которого они изготовлены: отечественные радиаторы изготовлены из стали или латуни, а «ихние» — из алюминия или из алюминиево-магниевого сплава.

Кто-то может поспорить: якобы «так у алюминия теплоотдача — будь здоров». Но дело тут вовсе не отдаче тепла: отечественный тосол для таких сплавов является настоящим агрессором и запросто разъедает до дыр!

Ещё одним немаловажным фактором применения тосола является то, что рабочая температура двигателей импортных авто намного выше, чем температура закипания отечественного тосола!

Учтите: сегодня на отечественных авторынках прямо-таки засилье некачественного тосола! А всё потому, что подделать его — проще простого: вместо этиленгликоля — берется черт знает что, добавляется вода из-под крана и вся эта «гремучая жижа» окрашивается под цвет тосола с помощью банальной синьки! Особенно часто пытаются «впарить» такую смесь зимой: как правило, подделка не замерзает даже при минус 20. Зато летом ваш двигатель закипит со скоростью света!

Совет №3: как отличить настоящий тосол от подделки. Во-первых, знайте: настоящий тосол на ощупь маслянистый. А во-вторых, вам поможет обычная лакмусовая бумажка: опустите её в жидкость и если она станет красной, то вам «втюхивают» подоплеку!

Совет №4: рекомендуем тосол «Нордекс». Канистра нового «Нордекс» — это гарантированное качество, плюс целых 5 степеней защиты!

Вообще на Западе экономят на всем и тосол — не исключение. Так, к примеру, там уже давным-давно выпускается концентрат антифриза, например — «Quaker state Antifreeze and Coolant».

Использование концентрата гораздо выгоднее, поскольку:

  1. автовладелец может самостоятельно разбавить концентрат, в зависимости от требований автомобиля — простая инструкция расположена на самой банке концентрата;
  2. действие присадок, которые входят в состав антифриза, полностью сохраняются.

Вывод делайте сами, господа-автолюбители. Да и всю необходимую информацию вы можете получить непосредственно в Интернете: главное — знать, что искать.

Запись опубликована 21.01.2016 автором dimalgor .

Свойства тосола

Что такое «Антифриз»?

Термин «Антифриз» происходит от латинского слова «anti — против» и английского «freeze — замерзать». Антифриз — это универсальное название автомобильных ОЖ (охлаждающая жидкость), пришедшее к нам из-за границы.

Как расшифровывается аббревиатура «ТОСОЛ»?

«ТОСОЛ» – это аббревиатура названия отдела, где он был разработан. ТОС – Технология Органического Синтеза, окончание ОЛ – обозначает в химии принадлежность к группе спиртов (метанОЛ, этанОЛ).

Что такое «ТОСОЛ » и для чего он нужен?

«ТОСОЛ» — укоренившееся название для охлаждающих жидкостей (ОЖ или антифризов), которые применяются в системе охлаждения автомобиля, хотя используются и другие отечественные и зарубежные названия охлаждающей жидкости. Для чего нужен «ТОСОЛ»? Чтобы зимой не замерз радиатор, ну а летом, чтобы не сливать, он остается в радиаторе. В принципе, почти правильно, но упрощенно. Главное — это защита системы охлаждения двигателя при морозе и перегреве летом. Основа «ТОСОЛа» — гликолевый эфир — моноэтиленгликоль (МЭГ) – прозрачная сладковатая жидкость с плотностью около 1,112 г/см3 с температурой кипения 197С. Для обеспечения всех необходимых для «ТОСОЛа» свойств в его состав входят около 10 различных присадок, и отсутствие даже одной из них может существенно ухудшить качество «ТОСОЛа».

Какие основные свойства «ТОСОЛа»?

  • не замерзает при низких температурах
  • не воспламеняется
  • не кипит во всем диапазоне рабочих температур двигателя
  • не пенится
  • не воздействует на материалы системы охлаждения
  • сохраняет химическую стабильность при эксплуатации и хранении
  • имеет высокую теплопроводность и теплоемкость
  • малая вязкость

Какие «ТОСОЛы» бывают?

В СССР были разработаны 3 разновидности отечественных ОЖ, называемых «ТОСОЛ»: «ТОСОЛ-К» (концентрат), «ТОСОЛ-А40М» и «ТОСОЛ-А65М» с соответствующими минусовыми температурами замерзания жидкости. Буквы А40-М означают соответственно: А — автомобильный, М — модернизированный, 40 — температура замерзания. На данный момент указанная выше аббревиатура означает торговую марку «ТОСОЛа», выпускаемого различными производителями, в соответствии с ГОСТ 28084-89.

Какая разница между отечественными «ТОСОЛами» и зарубежными «Антифризами»?

Если обращать внимание на один, считающийся наиболее важным, показатель, а именно, температуру замерзания, то особой разницы нет. Скажем, простой 1:1 водный раствор Моноэтиленгликоля также имеет температуру замерзания около -40 С, но по показателю коррозионной стойкости такой раствор при высоких температурах в 200 раз более агрессивен, чем простая вода, и может «проесть» радиатор в считанные месяцы. Разница между отечественными «ТОСОЛами» и зарубежными «Антифризами» в комплексе присадок — ингибиторов коррозии, в применяемых в них добавках. Поэтому их нельзя смешивать.

Как влияет цвет «ТОСОЛа» на его свойства?

Никак. Приготовленный «ТОСОЛ» бесцветен и окрашивается для того, чтобы его случайно не выпили. Обычно выбирается цвет неестественный для живой природы. Так, в наших странах привыкли к синему или светло-зеленому оттенку, в Германии принят темно-зеленый цвет, в Италии — красный.

Что и как можно проверить при покупке «ТОСОЛа»?

Как ни обидно — практически ничего.

— Температура замерзания.

Измеряется плотномером, проградуированном в градусах. Это измерение основано на том факте, что при плотности «ТОСОЛа» 1.065-1.085 г/см3 он замерзает при -40 С. Такое измерение плотности должно производиться при температуре -20 С. И если измерить тот же «ТОСОЛ» при температуре -35 С, плотномер покажет температуру замерзания -30 С, а при температуре измерения -20 С покажет температуру замерзания -48 С.

Как указывалось выше — не имеет отношения к физическим свойствам продукта. Даже бесцветный раствор вполне может быть работоспособным, просто в этом случае мог использоваться недостаточно стойкий краситель. Но и это — плохой признак. Обратите внимание на наличие осадка и общую прозрачность раствора.

— Вкус, запах.

МЭГ сладковат на вкус и не имеет запаха. Не пытайтесь пробовать «ТОСОЛ» на «язык». «ТОСОЛ» — вещество токсичное. Ученые утверждают, что всего 100 граммов его могут отправить человека на тот свет.

— Канистра.

Проверяйте наличие контрольного кольца, хотя и это уже пройденный этап: хорошие канистры можно недорого приобрести, а народные умельцы могут либо без труда снять крышку, либо просто закупить достаточное число таких крышек.

— Этикетка.

Обычно — это слабое место мелкого «бодяжника». Только при достаточно большом тираже стоимость этикетки не влияет на стоимость продажи канистры. Наличие штрих-кода, ссылок на изготовителя — не гарантия. Тем не менее, качественная, красочная, с элементами защиты этикетка — это все-таки скорее всего от производителя.

Отсутствие хотя бы одного из указанных моментов должно насторожить внимательного покупателя.

Так все-таки, где же и какой продукт выбрать?

В том месте, куда Вы можете прийти завтра, послезавтра или через год и будете уверенны, что Вам ответят на все вопросы, все претензии (если они все же возникнут), где гарантируют как на словах (на этикетках, с адресом и телефоном), так и на деле качество продукта.

Как видно из приведенных данных, производство «ТОСОЛ» — это довольно сложный технологический процесс, который в «гаражных» условия невозможен. Контроль за сырьем, соблюдение всех ТУ как на этапе изготовления, так и на выходе конечного продукта, являются основными условиями изготовления качественного «ТОСОЛа». Конечно, можно сэкономить, купив на рынке некоторый сомнительный продукт у некоей сомнительной личности. Но право же, экономия 1-2 грн. в течение срока службы антифриза несравнима с потенциальным риском для автомобиля.

Но самый главный совет: никогда не покупайте, руководствуясь только принципом «самый дешевый «ТОСОЛ» только у нас. «.

Читайте также, почему стоит выбрать антифриз LIQUI MOLY

  • АвтоТО
    • О компании
    • Новости
    • Блог
    • Сертификаты
  • Клиентам
    • Условия доставки и оплаты
    • Гарантия и возврат
    • Публичная оферта
    • Помощь
  • Партнерам
    • Информация для поставщиков
    • Как стать партнером?
    • Как продавать в АвтоТО?
  • Контакты
      • (067) 644-41-00
      • (050) 444-01-00
      • (093) 700-87-13
      • (044) 362-65-98
      • (057) 761-61-87
      • г. Харьков, ул. Юрьвская, 17

      РЕГИОНЫ ДОСТАВКИ АВТОЗАПЧАСТЕЙ ВЕСОМ БОЛЕЕ 10КГ:
      Харьков, Киев, Полтава, Луганск, Донецк, Днепропетровск, Суммы, Одесса, Львов, Симферополь, Севастополь, Черкассы, Запорожье, Кременчуг, Кривой Рог, Херсон, Луцк, Житомир, Винница, Хмельницкий, Ивано-Франковск, Каменец Подольский, Конотоп, Чернигов, Черновцы, Мариуполь, Мелитополь, Кировоград, Керчь, Знаменка, Бахмач, Артемовск, Белая Церковь, Ровно, Николаев, Нежин, Тернополь, Ужгород, Феодосия, Шепетовка, Коростень, Ковель, Коломия, Казатин, Жмеринка, Котовск, Здолбунов, Мукачево, Первомайск на Буге, Попасная, Ясиноватая

      © 2008 — 2020 Интернет-магазин АвтоТО — фильтры, свечи зажигания, щетки с доставкой по Харькову и Украине

      Сегодня довольно часто можно услышать, как некоторые «автомобилисты» (все правильно, именно в кавычках), рассуждают, какая охлаждающая автомобильная жидкость лучше – антифриз или тосол? Эти люди сравнивают данные понятия, серьезно рассуждают о том, какая жидкость лучше, какая дешевле и т. д. Человеку знающему слышать подобные рассуждения смешно.

      Вы спросите, почему? Вы также понятия не имеете, что представляет собой тосол? Тогда эта статья именно для вас!

      Сразу оговоримся, что сравнивать тосол с антифризом – это практически то же, что сравнивать карася с рыбой. Так как карась – это тоже рыба, а тосол – тоже антифриз, соответственно. Так почему же эти понятия путают? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории.

      Свойства тосола

      Обратите внимание! По «обывательским» понятиям антифриз – это высококачественная импортная жидкость, а тосол – отечественная, притом самого различного качества (вплоть до обычной, слегка подкрашенной воды).

      Дата появления тосола примерно совпадает с датой появления первого ВАЗа. До этого радиаторы в автомобилях у нас заполняли обычной водой. При сильных морозах в воду добавляли этиленгликоль, что предотвращало замерзание.

      Подобная смесь была кристаллической и вязкой, вследствие чего разрыв аккумулятора исключался в принципе. А если говорить о старых автомобилях, которые, как известно, имели чугунные двигатели, то такая жидкость была безопасной еще и в плане образования ржавчины. Словом, это было идеальное решение, получившее название «антифриз», что в переводе с английского значит «против мороза».

      Проблемы начались с появлением одного из самых известных советских автомобилей – ВАЗа. В его системе охлаждения присутствовали совершенно новые материалы, что вызвало необходимость в лучшем антифризе более высокого качества. Поэтому в государственном НИИ ОХТ разработали невиданную доселе охлаждающую жидкость, у которой не было коррозийных недостатков «обыкновенного» антифриза. Основную ее массу составляли неорганические соли, которые образовали на поверхности металла своего рода пленку для защиты от этиленгликоля.

      Свойства тосола

      Название произошло от названия отдела, занимавшегося разработкой – «ТОС» (технология органического синтеза), которое вскоре переросло в «ТОСол». Впоследствии это стало своего рода брендом, неким стандартом охлаждающей жидкости – вещество с четко регламентированными свойствами и составом, но производимое различными предприятиями.

      В СССР существовало два класса «незамерзаек»:

      • тосол марки А-40 и А-65;
      • антифриз М-40 и М-65.

      В первом случае вещество добывалось посредством смешивания тосола «А» с водой. Цифры, идущие после маркировки «А», указывали температуру замерзания по шкале Цельсия. Обычный антифриз, соответственно, был более низкого качества.

      Название «тосол» было настолько популярным, что его потихоньку перевели в категорию нарицательных. А ввиду того что ВАЗ в те времена символизировал успешность, то и тосол считался ОЖ для элиты. Собственно, именно в те года появился другой стереотип: мол, тосол – это антифриз для «Жигулей».

      Свойства тосола

      Но прошло несколько десятилетий, ситуация кардинально изменилась. Теперь слово «жигули» превратилось в едва ли не ругательство, а любая вещь, относящаяся к этому автомобилю, автоматически подпадала под понятие низкопробной халтуры. Как результат – многие продавцы начали считать тосол жидкостью исключительно для «наших» (читай: плохих) машин. Кроме того, термин «тосол» начали использовать для обозначения тех марок жидкости, которые подходили для отечественных транспортных средств.

      Тут можно провести аналогию с названием одного автомобиля из США, – «Джипом» – которым сегодня принято называть любой внедорожник.

      Так есть ли разница между тосолом и антифризом?

      Давайте еще раз напомним, что все охлаждающие автомобильные жидкости являются антифризом. Аналогичным образом карась, скумбрия или камбала (вернемся к «рыбной» аналогии) все считаются рыбой. Отличием является лишь то, что нынешние марки ОЖ так же отличаются от обыкновенной воды с добавлением этиленгликоля, как транспортные средства XXI века отличаются от прототипов передвижных экипажей. Тем не менее, термины «тосол» и «антифриз» почему-то стали нарицательными и, честно говоря, даже синонимами «плохой» и «хорошей» жидкости для охлаждения.

      И к этому разделению прибегают не только автовладельцы, но даже дилеры и посредники. Конечно, в сегодняшнем тосоле есть только присадки, которые обеспечивают минимальную устойчивость к образованию ржавчины.

      Свойства тосола

      Это все объяснимо и этому есть несколько причин:

      • низкая стоимость производства;
      • для ВАЗов и это сойдет;
      • «чаще покупать будут».

      А вот различным маркам ОЖ, подписанным как «Антифриз», не так повезло – большая часть производителей (есть среди них и достаточно крупные) не перегружают себя какими-либо нововведениями и разработками, из-за чего в пластиковые канистры заливается тот же тосол из восьмидесятых.

      При этом о принадлежности вещества к той или иной категории (лобридные, силикатные, карбоксилатные и проч.) эти самые производители почему-то умалчивают и, возможно, даже слов таких не знают.

      Цвета антифриза

      Если верить производителям, то он не значит ровным счетом ничего. Жидкость просто окрашивают в характерный цвет, чтобы ее, допустим, не спутали со спиртом. Цвета могут быть самыми разными и отличаются в зависимости от марки, температуры замерзания и т. д., хотя структура вещества, повторимся, при этом та же. Это скорее для удобства автовладельцев.

      Все же, что покупать?

      Если говорить о «серьезных» автомобилях, то для них необходимы исключительно продвинутые ОЖ. Основным индикатором такой «продвинутости» является одобрение производителей, поэтому малоизвестные торговые марки лучше обходите стороной. Но даже в таком случае никто не защищен от подделок.

      Охлаждающие жидкости различаются в первую очередь используемыми при их производстве присадками. Или в случае с дешевым суррогатом — не используемыми. Именно с помощью присадок антифризам и тосолам придаются необходимые для эксплуатации в моторах потребительские свойства.

      Охлаждающие жидкости, антифризы и тосолы для системы охлаждения автомобиля, состав, базовая жидкость, присадки, значение цвета антифриза и тосола, свойства.

      Любой двигатель внутреннего сгорания имеет КПД не более 60-65%. Остальное уходит на тепло, и его надо эффективно отводить. Вообще, с точки зрения охлаждения с этой задачей лучше всего могла бы справиться, как ни странно, обыкновенная вода. У нее самая высокая теплопроводность из всех существующих на планете жидкостей.

      Но, к сожалению, у воды есть ряд существенных недостатков, из-за которых на современных автомобилях она не используют. В первую очередь мешает низкая температура замерзания вкупе с высоким, около 10%, увеличением объема воды после превращения в лед.

      Второе, вода это лучший растворитель, который растворяет практически все. В том числе — металлы, которые быстро коррозируют при соприкосновении с ней. Из-за этих неприятных свойств в охлаждающие жидкости приходится добавлять специальные добавки. Главная задача которых устранить описанные выше недостатки воды. Ну и плюс, увеличить температуру кипения, а также придать продукту ряд дополнительных свойств.

      Свойства тосола

      Каков состав имеют охлаждающие жидкости, антифризы и тосолы.

      В целом все автомобильные охлаждающие жидкости, антифризы и тосолы производятся в виде концентрата, который состоит из нескольких основных компонентов.

      Базовая жидкость в антифризе и тосоле.

      В этом качестве используются различные составы на гликолевой основе: моноэтиленгликоль, этиленгликоль, глицерин и другие. На долю базы приходится более 90% всего объема концентрата охлаждающей жидкости. Ее задача обеспечить морозостойкость антифриза и тосола. При этом теплопроводность базовой жидкости неминуемо будет ниже теплопроводности воды.

      Присадки в антифризе и тосоле.

      Обычно в составе охлаждающей жидкости их объем составляет 5-7%. Их задача — компенсировать второе нежелательное свойство воды, ее коррозионную активность. Обычно присутствует и сама вода. Для того, чтобы растворить присадки.

      Однако одной только защитой от коррозии задача присадок не ограничивается. Их функции гораздо более широкие. Благодаря присадкам охлаждающие жидкости приобретают способность противостоять образованию отложений на внутренней поверхности элементов системы охлаждения.

      Еще одно важное предназначение присадок — борьба с кавитацией. Неприятным явлением, способным в короткий срок разрушать металлические детали. То есть любая качественная охлаждающая жидкость должна включать целый набор присадок. Тщательно подобранных между собой таким образом, чтобы они не вступали в конфликт друг с другом, но при этом каждая выполняла какую-то свою особую функцию.

      В частности, охлаждающие жидкости должны включать в себя:

      — Диспергаторы, компоненты, которые позволяют применять для подлива обычную воду.
      — Пеногасители, вещества, разрушающие любую пену.
      — Гидроксид натрия или калия, для регуляции рН.

      А также некоторые вспомогательные вещества, не влияющие на эксплуатационные свойства охлаждающей жидкости, но зато способствующие большей безопасности при ее использовании.

      В составе антифриза и тосола могут быть и другие вспомогательные компоненты. Так, в качественные составы обязательно добавляется еще и горький компонент. Для того, чтобы никто не отважился пить антифриз, это особенно актуально, если в гараж захаживают дети.

      Цвет антифриза и тосола.

      Кстати, вопреки расхожему мнению, одним из элементов, никак не влияющих на эксплуатационные свойства охлаждающей жидкости, является краситель. Он используется исключительно для того, чтобы никто не смог перепутать охлаждающую жидкость с обычной водой и ей отравиться.

      Так что, когда сервисмены с умным видом объясняют доверчивым автовладельцам, что им лучше купить оранжевый, а не зеленый антифриз, они в лучшем случае демонстрируют полное непонимание вопроса.

      Единственный связанный с окраской момент, который может приниматься в расчет при выборе антифриза, в последнее время производители стали использовать флюоресцентные красители для удобства диагностики утечек из системы охлаждения автомобиля.

      Защита от коррозии.

      Говоря о том, что охлаждающие жидкости имеют антикоррозийные свойства, надо иметь в виду, что большинство применяемых для этого ингибиторов способны защищать лишь определенный тип металла. Для другого же они, напротив, могут оказаться катализаторами коррозии.

      Поэтому все охлаждающие жидкости имеют определенный диапазон своего применения. Вот именно поэтому на разных автомобилях используются разные охлаждающие жидкости. Различия между ними могут затрагивать саму технологию их изготовления. Поэтому подбирать охлаждающие жидкости необходимо в соответствии с рекомендациями автопроизводителя.

      Технологии изготовления антифриза и тосола.

      Итак, в основе одной из распространенных формул лежат фосфаты. В чистом виде они очень хорош о защищают черный металл, но обычно разрушают алюминий. Тем не менее в Японии умудрились создать охлаждающие жидкости на основе фосфатов, которые не только нейтральны к алюминию, но и защищают его. Это чисто восточная технология, которая в Европе нс применяется.

      Вторая технология — сравнительно молодая, на основе солеорганических кислот. Она применяется в карбоксилатных и гибридных охлаждающих жидкостях. Ее придумали в корпорации Shevron. Ford в свое время попросил их разработать охлаждающую жидкость, которую не требовалось бы часто менять. Разработчики с задачей справились, создав карбоксилатную технологию.

      Третья — силикатная гибридная технология. Она предназначена для защиты цветных металлов и применяется в европейских и американских рецептурах. Силикаты быстро создают тонкий, но при этом очень прочный защитный слой, который оберегает внутреннюю поверхность системы охлаждения от коррозии, кавитации и накипи. Правда, их проблемой оказывается то, что они не бессрочно стабильны в растворах. Но сейчас появилась разработанная Basf технология присадок для стабилизации силикатов.

      Свойства различных антифризов и тосолов.

      Гибридная технология создаст прочный защитный слой изнутри, но срок ее годности — три года. А это мало, поскольку производитель дает 5-летнюю гарантию на машины. Карбоксилатные жидкости более долговечны, но создаваемый их ингибиторами защитный слой чрезвычайно тонок. За счет этого, собственно, они и расходуются медленнее. А это снижает эффективность защиты.

      Поэтому ученые стали искать возможность объединить гибридную и карбоксилатную технологии. И преуспели в этом. Сегодня самой новой технологией является кремниевая. Где разработчики состава попытались объединить карбоксилатную и гибридную рецептуры. Но она очень дорогая, поэтому развитие в этом направлении идет достаточно медленно. Кстати, ее родоначальник — тоже Basf.

      У каждой из технологий есть свои плюсы и минусы. Каждая живет параллельной жизнью, независимо от других. Каждая применяется для своих моторов. Смешивать охлаждающие жидкости разных типов между собой нельзя, точно так же как и использовать не рекомендованный производителем тип жидкости.

      Сегодня очень легко найти рекомендации производителя для каждого мотора или автомобиля. Подобрать жидкость можно с помощью продавцов в магазинах, инструкций к автомобилю или советов из Интернета.

      По материалам журнала «Автокомпоненты».
      Антон Пилот.

      Охлаждающая жидкость, знакома многим автовладельцам, как тосол или антифриз. Это средство представлено на мировом рынке в разных видах — в качестве готового к применению состава или форме концентрата. Концентрат перед заливкой разводится водой, в рекомендованных производителем пропорциях.

      Особенности охлаждающей жидкости

      Охлаждающая жидкость для авто передает тепло в механизмах и системах охлаждения двигателей. Это помогает поддерживать температуру, избегая перегрева двигателя и других элементов автомобиля.

      Свойства тосола

      Жидкости не замерзают при падении температуры до 0 °C. Что гарантирует бесперебойную работу всей системы при низких температурах и предупреждает расширения в закрытом объеме. Охлаждающие жидкости характеризуются низкой температурой кипения при +110 °C. Это поможет избежать появления коррозии на стенках системы.

      Эти средства выполняют ряд и других полезных функций. Производителями выпускаются разные виды охлаждающей жидкости, одни из которых смазывают систему, другие — предупреждают замораживание или предохраняют от появления накипи (коррозии).

      Чем отличается тосол от антифриза?

      Антифриз при эксплуатации выполняет функцию смазывания движущихся частиц, защиты от коррозии, отвода тепла, предотвращения отложений, и т.п. В холодное время он обеспечивает обогрев салона. Свойства со временем теряются и средство необходимо заменить на новое, чтобы избежать износа узлов и перегрева двигателя.

      Свойства тосола

      Многие путают тосол и антифриз, в чем разница для них неясна. Тосол это разновидность антифриза — уже подготовленного к использованию жидкостью, подлежащей классификации (чаще G11).

      Классификация охлаждающей жидкости и ее категории

      Единая классификация по составу или свойствам этой продукции нет. Единственным и основным признаком выступает концентрат. Он может быть уже готов к заливке или требует разведения с водой.

      Свойства тосола

      Производители разрабатывают жидкости для охлаждения систем в соответствии со стандартами. Для американских брендов существуют отдельные нормы. Японские производители придерживаются своих национальных стандартов. В Японии замена охлаждающей жидкости и выбор ее вида зависит от цвета. Окрас характеризует температуру замерзания.

      Это не соответствует Европейским нормам. В странах ЕС различие цвета свидетельствуют о составе продукта или уровне его эксплуатационных характеристик. Такой выбор и отсутствие единой системы приводит покупателей в растерянность.

      Понятной и популярной классификацией стал предложенный немецким автоцентром Фольксваген вариант.

      Антифризы по этой классификации делятся на пять классов:

      ⦁ G11 — в основу входят силикатные присадки и этиленгликоль, которые создают на стенках защищающую от коррозии пленку (эксплуатационный срок — 3 года);

      ⦁ G12 — производятся на базе этиленгликоля и органических добавок. Состав не агрессивен к алюминию, меди, другим металлам. Имеют высокую термостойкость, служат до 5 лет;

      ⦁ G12+ имеет гибридную технологию органических и минеральных присадок — защищают от коррозии, имеют ресурс пробега авто 250 000 км;

      ⦁ G12++ средство изготовленно на основе этиленгликоля. Обеспечивает необходимые режимы охлаждения узлов, максимальную защиту системы;

      ⦁ G13 — самый совершенный класс, где вместо этиленгликоля используется пропиленгликоль. Этот компонент безопасен для окружающей среды, человека.

      Дать ответ на вопрос «что лучше тосол или антифриз?» невозможно.

      Можно ли смешивать тосол с антифризом?

      Смешивать разные по составу жидкости можно, если это прописано в технических условиях и стандартах автопроизводителей. Если средства имеют разные технические стандарты, они могут негативно действовать на заложенные в них антифризовые свойства. Даже одинаковый цвет не гарантирует идентичный состав жидкостей.

      Свойства тосола

      Подготовленные тосолы имеют в составе этиленгликоль или пропиленгликоль, добавки органического или минерального происхождения и воду в нужных пропорциях. Добавление чистого антифриза приводит к полной потере охлаждающих или защитных свойств. Если уровень жидкости упал, возможно добавление обычной дистиллированной воды.

      Признаки для замены охлаждающей жидкости

      Производитель автомобилей прописывает в регламенте и техническом паспорте частоту замены охлаждающей жидкости. Этих рекомендаций стоит придерживаться при нормальной эксплуатации авто. В среднем частота замены составляет 1 раз в 2-3 года или 1 раз на 150-200 тыс.км.

      Свойства тосола

      Если в баке средство превратилось в мутную субстанции со следами ржавчины — это свидетельствует о неполадках в системе охлаждения. Нужно срочно заменить жидкость, не принимая во внимание даты прошлой замены.

      В регламенте также подробно прописано, как заливать охлаждающую жидкость в авто. Перед вливанием нового средства, полностью сливаем старое. Заниматься этими манипуляциями лучше предварительно изучив инструкции. Лучшим решением станет обращение к опытным специалистам СТО.

      Двигатель автомобиля во время своей работы нагревается до высоких температур. Она поднимается выше 100 градусов Цельсия. Если искусственным образом не охлаждать двигатель, то в процессе эксплуатации он выйдет из строя. Чтобы автомобиль служил вам долго, в нем создана специальная система охлаждения. В ней постоянно циркулирует охлаждающая жидкость, которая называется тосол. Среди особенностей тосола — это его незамерзающая способность, высокая точка кипения, защита металла от коррозии и передача тепла. Давайте подробнее рассмотрим что такое тосол и для чего он нужен.

      Содержание статьи:

        Что такое тосол?
        Тосол и Антифриз
        Тосол и его состав
        Почему не стоит заливать воду в радиатор?
        Правила выбора тосола

      Что такое тосол?

      Свойства тосола

      Тосол — это охлаждающая жидкость, которая участвует в процессе охлаждения двигателя внутреннего сгорания автомобиля. В его состав входит вода, антифриз и специальные присадки. Антифриз — жидкость, которая не замерзает при низких температурах. В настоящее время в автопроме в основном используются охлаждающие жидкости, произведенные на основе этиленгликоля. Тосол ядовит и не может применяться внутрь.

      Жидкость при постоянной циркуляции в системе забирает лишнее тепло от двигателя и передает его к радиатору. С помощью радиатора двигатель охлаждается.

      До изобретения охлаждающей жидкости в автомобилях использовалась вода. Когда наступали морозы, чтобы она не замерзала, в воду добавляли спирт или этиленгликоль. Развитие автомобильной промышленности требовало создания специального раствора. Таким образов в СССР специалистами научного института был разработан тосол.

      Интересно, что название «Тосол» образовано от аббревиатуры «ТОС», которая расшифровывается как «Технология органического синтеза». Такой отдел был создан в советском НИИ и занимался как раз разработкой охлаждающей жидкости.

      Были созданы несколько видов тосола, имеющие в своих марках числа 40 и 65. Эти цифры означают температуру замерзания жидкости. Кроме того охлаждающие жидкости различаются они и по цветам. Так, Тосол-40 имеет голубой цвет, Тосол-65 — красный. Добавляемый краситель помогает не только различать марки охлаждающей жидкости, но и позволяет лучше заметить подтек при эксплуатации автомобиля.

      Кроме того, в процессе использования цвет жидкости меняется, что говорит о потере свойств вещества. Кстати сам гликолевый антифриз бесцветный.

      Тосол и Антифриз

      Иной раз можно услышать, как автолюбители сравнивают тосол и антифриз. В народе считается, что антифриз – это жидкость, которая обладает более лучшим качеством, чем тосол. И это продукт иностранных компаний, а тосол отечественный. На самом деле сравнивать эти две жидкости нельзя, так как в принципе это одно и то же.

      Свойства тосола

      Название антифриз, действительно, иностранное. Это автомобильная охлаждающая жидкость, которая не замерзает при температуре ниже ноля, то есть имеет такие же качества как тосол. Помимо этих свойств, он выгодно отличается от воды, так как имеет значительно меньший коэффициент расширения при замерзании. То есть можно не бояться, что при сильном морозе жидкость повредит детали охлаждающей системы.

      Так, если вода при замерзании увеличивается в объеме на 9 %, то антифриз, имеющий в своем составе, 40% этиленгликоля и 60% воды — только на 1,5%.

      Еще одно важное свойство антифриза и тосола — это повышенная температура для кипения жидкости. То есть такой раствор закипит на более высоких температурах, чем вода.

      В антифриз также как и в тосол добавляют красители, в результате чего жидкость становится зеленой, красной, синей, желтой или фиолетовой. Красители не влияют на характеристики охлаждающей жидкости, а необходимы для различия продукции и являются предметом договоренности производителя и потребителя.

      Во многих случаях цвет антифриза может изменяться при эксплуатации в зависимости от сохранности пакета присадок, в этих случаях изменение цвета сигнализирует о непригодности антифриза для дальнейшего использования.

      В настоящее время антифризы по составу функциональных присадок делятся на 4 типа: карбоксилатный (ОАТ), гибридный (Hybrid), лобрид (Lobrid) и традиционный (Traditional).

      Свойства тосола

      Тосол и его состав

      Главный элемент в составе тосола – дистиллированная вода. Она делает вещество менее вязким. Чем меньше плотности охлаждающей жидкости, том больше она разбавлена. Еще одно вещество, которое содержится в тосоле, – это пропиленгликоль или же этиленгликоль. Эти производные от обычного спирта. Спирт и пропиленгликоль имеют одинаковый запах и похожий состав. Вещества на спиртовой основе необходимы, чтобы зимой жидкость не замерзала и могла сохранять свое первичное состояние. Пропиленгликоль бесцветен, а вот запах его резкий. Его без труда можно отличить от любых других веществ.

      Именно из-за резкого запаха производители охлаждающих жидкостей добавили в состав специальную присадку, частично компенсирующую неприятный запах. Еще одна непременная составляющая – краситель. Его добавляют для придания раствору определенного цвета. Оттенок помогает легко отличать тосол от охлаждающей жидкости другой марки.

      Почему не стоит заливать воду в радиатор?

      Свойства тосолаОдин из вопросов, который волнует автолюбителей — почему не рекомендуется заливать воду в радиатор автомобиля? Дело в том, что в тосоле содержатся специальные вещества-присадки, которые берегут металл радиатора от коррозии. Зачастую теплообменники ржавеют изнутри. Антикоррозийная присадка создает внутри радиатора специальную пленку. Через нее влага не может воздействовать на металл и вступать с ним в реакцию. За счет этих антикоррозионных свойств удается в несколько раз продлить жизнь двигателю и радиатору.

      Для большинства прочих жидкостей на основе воды трудно поддерживать нужное состояние при минусовых температурах. Но тосол в двигателе не замерзнет. В этой жидкости содержится спирт. За счет этого вещество не будет замерзать даже при экстремальных температурах. Закипает тосол только при 110 градусах, что тоже является достаточно важным свойством.

      Правила выбора тосола

      Сегодня на отечественном рынке существует огромное количество тосолов и антифризов разных марок. Следует помнить, что цвет не влияет на технические характеристики, однако он сигнализирует о тех или иных свойствах вещества и помогает различать жидкости. Кроме того, он помогает отличать производителей и правильно смешивать антифриз, например, когда нужно долить в радиатор охлаждающую жидкость.

      Температура, при которой эта ОЖ закипит, находится в диапазоне от 104 до 112 градусов. Один из способов приобрести качественную жидкость — проверка уровня плотности. Хорошие показатели — от 1,060 до 1,090 грамм на кубический сантиметр. Замена тосола производится на ту же жидкость, что и была залита в машине.

      Каждый, кто постоянно пользуется верным четырехколесным конем или бывает в роли водителя от случая к случаю, знает, насколько важно пользоваться качественными запасными частями, аксессуарами и средствами для обслуживания механизма двигателя. Возможно, некоторая часть автолюбителей относится к этим вопросам скептически.

      Исходя из точки зрения, что не стоит растрачивать достаточно трудно заработанные финансы, они используют низкокачественные дешевые масла, присадки, охлаждающие жидкости. Именно таких экономных автовладельцев наблюдаем на дорогах больших городов и загородных шоссе.

      Они заняты реанимацией аккумулятора, тушат и охлаждают дымящийся двигатель, пытаются вернуть жизнь внешне навсегда заглохшему транспортному средству.

      Как выбрать между тосолом и антифризом, какое средство лучше и почему, стоит разобраться подробно.

      Принципиальные отличия

      Исчерпывающий ответ вам не даст ни один производитель, сотрудник автосервиса, профессиональный водитель или просто поклонник быстрой езды. В данном видео, вы узнаете, чем отличается тосол от антифриза.

      Особенности выбора зависят исключительно от многочисленных условий применения. К выбору средств подобного рода нужно подходить взвешенно и тщательно анализировать все негативные и позитивные стороны.

      Ни для кого не секрет, что качественное, надежное и добротное охлаждение является одним из ведущих показателей работы отдельных систем и автомобиля в целом. Согласно статистическим данным государственных дорожных служб, наибольшее количество аварийных ситуаций возникает непосредственно как следствие перегрева двигателя, когда поломка происходит практически совершенно неожиданно.

      Современный автопром у нас и за рубежом предлагает массу средств, их ассортимент не просто впечатляет, он приводит простого автолюбителя к тому, что нужно изучить огромное количество инструкций. Конечно, если он обладает небольшим опытом, то лучше всего обращаться к профессионалам, получить консультацию, изучить характеристики на сайтах ведущих мировых производителей или просто отогнать автомобиль для обслуживания в автосалон с хорошими отзывами и солидными рекомендациями.

      Но в чем же отличие антифриза от тосола, что выбрать и какой из них лучше?

      • Тосол является средством для охлаждения, на основе пакетов присадок, произведенных на основании солей кислот неорганического порядка. Отличается плотной защитной пленкой, снижает проводимость тепла и повышает изнашиваемость двигателя и его систем, образует солидный осадок. Часто требует замены.
      • Антифриз производится с использованием пакета присадок органического характера, отличается образованием пленок на тех фрагментах деталей, где требуется. Защитный слой тонкий, эластичный, дает возможность свободного теплообмена.

      На сегодня это более приемлемый вариант для деталей из алюминия, эластомеров и пластиков, его также нельзя принимать как идеальное средство для охлаждения.

      Сравнительные характеристики тосола и антифризов

      Тщательное изучение всех физических, химических и технологических показателей и их сравнение позволяет точно определить свой выбор. Рекомендуем данное видео, в котором вам расскажут, чем отличается тосол от антифриза.

      Поэтому никогда не стоит экономить время на сравнении всех положительных и отрицательных сторон важного для вашего автомобиля средства. Тосол является исключительно советской разработкой для автомобилей направления ВАЗ, когда на конвейер были запущены известные всем «копейки».

      Именно Жигулям были предназначены охлаждающие жидкости « – 40» синего цвета и более поздняя разработка « – 65» алого оттенка. Они отличаются температурными показателями. Если закипают обе на отметке +110 0 С, то замерзают при сорока и шестидесяти пяти соответственно.

      Изменение цвета является сигналом для перемены жидкости, так как говорит об уровне ее эксплуатационной изношенности. Антифриз зарубежного производства отличается наличием в составе большого количества этиленгликоля, что значительно улучшает его морозостойкость.

      На сегодня различают следующие виды средств, производимых европейским и мировым автопромом.

      1. Традиционный тип. В составе этиленгликоль, несколько антикоррозийных неорганических присадок. Для их производства используют силикаты, нитраты, нитриты, фосфаты. Срок полезного использования менее двух лет, на европейских дорогах он уже почти не используется в связи с образованием на деталях налета, создающего все условия для перегревания.
      2. Гибридный тип антифризов. Ассортиментная линия G-11 на основании инновационного этиленгликоля, в качестве добавок используют неорганические – фосфаты и силикаты, карбоксильные смеси. Органика эффективна в области термического обмена, срок эксплуатации пять лет, цвет зеленый.
      3. Антифриз карбоксильного типа серии G-12 и G-12+. Его выпуск стал значительным словом в обслуживании систем охлаждения благодаря использованию органических присадок. Особенности против коррозийной пленки сделали срок эксплуатации на порядок выше, применение высоко технологичных приемов создает условия для концентрации основной массы вещества в зонах риска. Обволакивание тончайшим слоем места дислокации коррозии в самые сжатые сроки локализует его. Теплообмен никоим образом не страдает. Согласно инструкции, эта линейка антифризов выпускает исключительно в красном цвете.
      4. Антифриз типа лобирид класса G-12++ и G-13 называют шагом в экологически чистое будущее автотранспорта. Его не токсичность и безопасность заключена в применении качественно иной основы. В этом ассортименте основой стал пропиленгликоль, не загрязняющий окружающую среду и практически моментально разлагающийся на воздухе.
      5. Отдельный вариант охлаждения у многих европейских производителей это выпуск гибридов. В производстве использованы экономичные и технологичные смеси из минеральных и органических веществ.

      Регулировка клапанов ВАЗ 2109. Как сделать всё правильно, подскажет наш сайт.

      Видео настройки карбюратора Солекс 21083, можно просмотреть в данной статье. Рекомендуем!

      Здесь, вы сможете посмотреть, как выглядят эстрадные динамики в авто.

      Что же предпочесть или советы практичного водителя

      Прежде всего, нужно посоветоваться с консультантами на сайтах производителя марки вашего автомобиля.

      Обычно, наилучшим выбором будет та жидкость, которую заливает производитель. Если же вы купили автомобиль « с рук» и нет уверенности, что охладитель не совсем подходящий и его уже несколько раз меняли, есть один уникальный совет.

      Современные модели требуют бережного отношения, им подойдут современные мягкие антифризы, обладающие европейскими сертификатами качества и экологической безопасности. Несмотря на значительные цены, лучше приобрести G-12, G-12+, G-12++ и G-13, которые позволят автомобилю быть к вашим услугам эффективно, многие годы и главное – надежно.

      А для привычных Жигулей, которые позднее стали называться Ладами, самым лучшим охлаждением станет их адаптированный тосол.

      Он залог долговечности, эффективности, надёжности работы авто при лояльной цене.

      Свойства тосола

      Предназначение охлаждающей жидкости (ОЖ) кроется в ее названии – предупреждать перегрев двигателя автомобиля, охлаждать его с помощью отвода излишнего тепла. Это основная ее функция.

      1. Охлаждающая жидкость
      2. Немного предыстории
      3. Состав и характеристики Тосола
      4. Как правильно выбрать
      5. Подведем итог

      Охлаждающая жидкость

      Кроме того, в современных авто ОЖ (Антифриз, Тосол) используется для следующих целей:

      1. Смазка внутренних частей помпы – насоса, прокачивающего ОЖ.
      2. Охлаждение трансмиссионной жидкости в автоматической КПП. В большинстве автомобилей с АКПП маслоохладитель расположен в корпусе радиатора системы охлаждения двигателя.
      3. Прогрев салона авто в холодное время года. Он осуществляется с помощью системы отопления автомобиля, в которой используется нагретая до высокой температуры охлаждающая жидкость.
      4. Предотвращение появления коррозии в местах соприкосновения ОЖ с металлическими частями системы охлаждения двигателя.

      Немного предыстории

      До начала массового производства в нашей стране (тогда еще СССР) автомобилей ВАЗ, мало кто из автолюбителей знал о существовании специальной охлаждающей жидкости для двигателя.

      И еще меньше было тех, кто пользовался ей. Люди заливали в радиаторы своих, тогда еще не очень многочисленных, «железных коней» обыкновенную воду. И в большинстве своем, даже не дистиллированную, а просто водопроводную.

      Даже зимой. Утром заливали горячую воду, а вечером, после постановки машины в гараж, открывали краники на радиаторе и блоке цилиндров и полностью сливали ее.

      После того, как с конвейера Волжского автозавода начали серийно сходить «Жигули», специально для них была разработана низкозамерзающая охлаждающая жидкость Тосол.

      Это отечественная разработка, да и само слово образовано от названия той организации, где она была создана – отдел Технологии органического синтеза (ТОС) НИИ органической химии и технологии. А окончание «ол» применяется в химической промышленности для обозначения спиртов.

      Состав и характеристики Тосола

      Тосол – это одна из разновидностей автомобильного антифриза. А антифриз – это жидкость, не замерзающая при низких и очень низких температурах.

      Отсюда следует, что в состав Тосола, кроме воды, входит компонент, который не дает ей превратиться в лед при минусовой температуре. Таким компонентом является спирт. Кроме того, в состав этой ОЖ входят различные присадки, улучшающие ее потребительские свойства.

      Ниже приведен более подробный перечень компонентов, входящих в состав Тосола:

      • Вода дистиллированная.
      • Этиленгликоль. Это спирт, который смешиваясь с дистиллированной водой, обладает свойством замерзать только при очень низких температурах. В чистом виде он кристаллизуется при температуре примерно -13℃. Если его смешать в равных пропорциях с водой, то температура замерзания понизится до -35℃. Раствор с 67% этиленгликоля и 33% воды замерзнет при температуре -75℃. Сразу нужно отметить, что этиленгликоль – это токсичное для организма человека вещество. Проще говоря – это яд.
      • Неорганические присадки. Этиленгликоль обладает очень высокой степенью токсичности и коррозийной активности. Он способен за короткое время привести в негодность систему охлаждения машины. Чтобы избежать этого, в Тосол вводят антикоррозийные присадки. Кроме этого, чтобы избежать вспенивания и ухудшения свойств спирта, в состав добавляют еще и антивспенивающие и стабилизирующие присадки. А для того, чтобы различать, какой это тип Тосола, в его состав вводят красящие добавки двух цветов – синего и красного.

      Официально в России производится несколько марок Тосола со следующими характеристиками:

      • Тосол А-40. ОЖ синего цвета. Содержание воды – не более 50%. Температура замерзания – не менее -40℃. Температура кипения – +110℃. Плотность – 1100кг/м3.
      • Тосол А-65. ОЖ красного цвета. Содержание воды – не более 40%. Температура замерзания – не менее -65℃. Температура кипения – +110℃. Плотность – 1085-1100кг/м3.
      • Тосол-К (концентрат). Это концентрированный раствор этиленгликоля, в котором содержание воды не превышает 5%. В чистом виде в систему охлаждения не заливается, а разбавляется водой до нужной концентрации.
      • Другие виды антифриза

      В настоящее время, наряду с Тосолом, в России появилось очень много охлаждающих ОЖ (антифризов) зарубежного производства. По своим потребительским свойствам они, в большинстве своем, превосходят отечественный Тосол.

      Эти антифризы можно разделить на несколько групп:

      • G11 – бюджетные ОЖ на основе этиленгликоля синего или зеленого цвета. В состав входят антикоррозийные и антивспенивающие присадки, а также присадки, имеющие смазывающий эффект. Антифриз этой группы имеет самый короткий срок службы – всего 2 года.
      • G12 – это ОЖ, в состав которой входят этиленгликоль и современные соединения карбоксилатной группы. В этот антифриз добавлены в основном органические присадки, которые имеют выраженный противокоррозийный эффект. Цвет – красный, срок службы – до 5 лет. Эта группа входит в средний ценовой диапазон.
      • G13 – антифризы, в состав которых входит экологически чистый и менее токсичный пропиленгликоль. В состав добавлены те же органические присадки, что и в G12. Цвет – оранжевый или желтый. Срок службы – до 5 лет. В эту группу входят наиболее дорогие марки антифриза.

      Как правильно выбрать

      Самая большая ошибка – это выбор по цвету. Дело в том, что у разных производителей один и тот же антифриз может быть разного цвета. Да и поддельная продукции, произведенная в «левых» цехах попадается не так уж редко.

      Для того, чтобы не ошибиться в выборе антифриза, необходимо руководствоваться следующими критериями:

      1. Необходимо использовать только тот антифриз, который рекомендован Руководством (Инструкцией) по эксплуатации данного автомобиля.
      2. Приобретать ОЖ только в проверенных, желательно фирменных, торговых организациях и сервисных центрах.
      3. Выбирать антифриз надо только проверенных производителей и известный марок.

      Если вдруг обнаружилось, что уровень антифриза слишком мал, то ни в коем случае нельзя доливать охлаждающую жидкость другой марки, так как это может привести к непредсказуемым последствиям. Лучше, как временную меру, долить чистую дистиллированную воду.

      Подведем итог

      Будем надеяться, что эта статья дала вам некоторое представление о том, что собой представляет охлаждающая жидкость для ДВС, для чего она нужна и какие ее виды существуют. И если вдруг в ближайшее время понадобится ее замена, то вы наверняка не ошибетесь в ее выборе.

      Владельцы машин редко задаются вопросом, что залито в систему охлаждения их автомобилей: тосол или антифриз. Между тем от типа хладагента может зависеть стабильность работы силового агрегата и, как следствие, транспортного средства в целом

      Свойства тосола

      Прежде всего, стоит отметить, что по статистике до 23% неисправностей в автомобиле непосредственно связано с системой охлаждения двигателя. Косвенных поломок еще больше, порядка 40%. Это красноречиво говорит о важности типа охлаждающей жидкости и ее свойств. Оговоримся сразу, что классификация на тосолы и антифризы существует только в России. Разумеется, те и другие присутствуют на нашем рынке. Процесс изготовления тосола базируется на традиционной технологии, при которой в состав жидкости входят присадки на основе солей неорганических кислот, таких как нитраты, нитриты, силикаты, фосфаты и пр. Антифриз изготавливается с использованием присадок, состоящих из солей органических кислот, карбонатов. При работе двигателя тосол образуют на поверхности металла защитный слой, толщина которого составляет до 0,5 миллиметра. Хорошо это или плохо? С одной стороны, хорошо, ведь это помогает противостоять коррозии металла. С другой стороны, что в данном случае намного важнее, защитный слой из-за своей мизерной теплопроводности негативно влияет на теплоотдачу. Эффективность теплообмена снижается почти вполовину. Тосол играет роль теплоизолятора. Как следствие, мотор функционирует при повышенных температурах, что, в конечном счете, ведет к снижению его мощности, повышенному расходу топлива и ускоренному износу силового агрегата в целом. Антифриз, в отличие от тосола, формирует защитный слой непосредственно в очагах коррозии. Причем толщина его слоя всего 0,0006 мм. Теплоотдача, соответственно, не снижается, что существенно увеличивает эффективность системы охлаждения двигателя.

      Еще один аспект, выгодно отличающий антифриз от тосола, заключается в составе хладагента. Изначально количество силикатов, входящих в состав тосола и обеспечивающих антикоррозионную стойкость алюминиевых поверхностей, а также нитритов, противостоящих кавитационной эрозии (воздействие лопающихся пузырьков газа на поверхность металла), сбалансировано с количеством прочих присадок. Однако в процессе работы компоненты расходуются по-разному. Силикаты и нитриты вырабатываются довольно быстро. Пропорция нарушается, и через 30–40 тыс. км охлаждающая жидкость на их основе существенно теряет свои защитные качества. Антифриз же благодаря иному составу сохраняет стабильность качеств гораздо дольше. Срок его «жизни» достигает 250 тыс. км.

      Еще одним слабым звеном тосола является неспособность входящих в его состав присадок в достаточной мере при высоких, свыше 105 о С, температурах защищать алюминий. А ведь «крылатый металл» сейчас используется в автомобилестроении очень активно. Антифриз защищает детали из алюминия и его сплавов гораздо лучше. Уже упомянутая кавитация существенно влияет на уменьшение срока службы различных узлов двигателя. В частности, водяного насоса или, иными словами, помпы. Возникающие во время работы насоса и затем лопающиеся пузырьки газа из охлаждающей жидкости провоцируют возникновение гидродинамических микроударов, воздействующих на поверхность лопастей. В результате в металле образуются раковины, со временем ведущие к разрушению лопастей и выходу помпы из строя. Такое явление имеет место при использовании любой охлаждающей жидкости, но антифриз в силу своего состава минимизирует воздействие кавитации по сравнению с тосолом, увеличивая срок эксплуатации помпы более чем на 50 %.

      Продолжая выяснять, чем отличается тосол от антифриза, стоит упомянуть, что для силикатов, в большинстве случаев входящих в состав тосола, характерно образование гелеобразных побочных продуктов. А фосфаты зачастую провоцируют образование нерастворимых осадков. Эти отложения постепенно забивают систему охлаждения, в первую очередь радиатор и термостат, что в лучшем случае ведет к перегреву силового агрегата. Для антифриза характерна стабильность качеств, образование гелей и осадка в процессе работы ему не свойственно.

      Помимо прочего, антифриз, в отличие от тосола, не проявляет агрессивности к резиновым, пластиковым и прочим деталям, которые в изобилии встречаются в системе охлаждения двигателя у современных автомобилей. И еще антифриз гораздо дольше, чем тосол, сохраняет свойства при высоких температурах и давлении (порядка 135 о С и 3 атм), являющихся типичными для современных моторов. Приятным бонусом антифриза можно считать его более высокий класс экологической чистоты.

      В заключение нелишне будет напомнить, что, если возникла необходимость выбора охлаждающей жидкости, в первую очередь стоит заглянуть в руководство по эксплуатации автомобиля, чтобы прояснить для себя тип и нюансы использования рекомендованной автопроизводителем охлаждающей жидкости.

Ссылка на основную публикацию