Тормозная жидкость калина

Утечка тормозной жидкости опасна, так как может привести к отказу тормоза автомобиля. Поэтому следы под машиной нельзя игнорировать. Если это случилось, а жидкость прозрачная и почти бесцветная, можно утверждать, что она тормозная. В этом случае следует доставить машину на СТО.

Тормозная жидкость калина

Протекание тормозного цилиндра может привести к аварийной ситуации на дороге, ДТП. Такую неисправность требуется немедленно устранить. Опишем причины утечки тормозной жидкости заднего колеса «Калина».

Как работает гидравлическая тормозная система

Тормозная система любого транспортного средства нужна для снижения скорости или остановки. Она обеспечивает безопасность движения и действует путем воздействия на колеса машины. Важно, чтобы тормоза всегда были исправны, это необходимо для безопасности водителя и пассажиров.

Гидроприводы используют на легковых авто, спецтехнике и грузовиках полной массой до 7,5 т. Это основная система привода для легковых машин. Состоит из таких элементов:

  • педаль;
  • усилитель вакуумный;
  • главный и рабочие цилиндры;
  • регулятор давления.

Конструкция включает в себя специальные шланги и трубки.

Особенность жидкости заключается в том, что она не меняет объем при давлении. Именно это свойство положено в основу работы гидравлической системы. Важные параметры:

  • кинематическая вязкость — способность циркулировать при отрицательных рабочих температурах (до -40℃);
  • t кипения — порог нагревания, после которого состав начинает закипать (например, у состава на силиконовой основе «ДОТ 5» этот показатель — не менее 260℃).

Принцип действия системы заключается в том, что водитель прикладывает силу, воздействуя на педаль, а вакуумный усилитель ее увеличивает. Благодаря разному давлению в камерах перемещается шток поршня ГТЦ. Толкатель переносит усилие к следящему клапану при нажатии на педаль. Клапан перекрывает канал, соединяющий 2 камеры. Благодаря соединению атмосферной камеры с атмосферой разряжение в камере падает.

Тормозная жидкость калина

Прокачка тормозной системы

Усилие поступает на поршни основного цилиндра. При движении поршень давит на жидкость, в результате чего она вытекает из цилиндра, и по трубкам перемещается до колесных цилиндров. От полученного воздействия поршни рабочих механизмов сдвигают колодки — это обеспечивает срабатывание механизма. Вращение колес замедляется, в месте их контакта с дорогой возникает сила, останавливающая автомобиль.

  • один контур состоит из тормозных элементов переднего правого и заднего левого колес;
  • другой — из механизмов переднего левого и заднего правого.

Если какой-либо из контуров выйдет из строя, функции торможения возьмет на себя другой.

Чем опасна утечка

В машинах используют разные виды технических жидкостей — тормозная, охлаждающая, моторное и трансмиссионное масло и т. д. Протекание возможно из-за поломки или износа детали, элемента машины. Какой именно технический состав утекает, сразу трудно установить визуально. Для этого необходимо определить цвет, плотность, место протекания.

Тормозная жидкость калина

Течет тормозная жидкость

Основные причины утечки

Причины утечки тормозной жидкости заднего колеса «Калина»:

  • уменьшение толщины фрикционных накладок колодок;
  • износ манжет главного и / или рабочих цилиндров;
  • порыв шлангов;
  • неплотности соединений.

Главное для водителя — найти место утечки. Это легко сделать визуально, просто заглянув под автомобиль. Если в районе колеса есть мокрые пятна, и жидкость отвечает свойствам, описанным выше, значит, она тормозная. Ниже расскажем алгоритм действия водителя в этой ситуации.

Как устранить утечку

Независимо от причины утечки тормозной жидкости заднего колеса «Калина», без снятия колеса не обойтись. Степень износа фрикционных накладок колодок определяется визуально по толщине:

  • совпадает с толщиной основания колодки — 60%;
  • равна 2 мм — 100%.

Для замены колодок заднего колеса надо под передние поставить клинья. Далее алгоритм действий такой:

  1. Ослабьте болты крепления колеса, приподнимите кузов домкратом, выкрутите болты и снимите.
  2. Отвинтите шифты, очистите ступицу в месте посадки барабана и нанесите состав WD-40.
  3. Для облегчения снятия барабана простучите его резиновым молотком.
  4. Снимите барабан, установив в отверстия болты М8.
  5. Проверьте барабан, если обнаружите дефекты — замените элемент.
  6. Сведите задние колодки монтажными лопатками.
  7. Извлеките верхнюю и нижнюю пружины, демонтируйте переднюю колодку.
  8. Далее снимите распорную планку, наконечник тросика стояночного тормоза.
  9. Сняв фиксирующую пружину, демонтируйте заднюю колодку.
  10. Снимите распорный рычаг, удалите загрязнения с деталей.
  11. Возьмите новую колодку и закрепите на ней распорный рычаг.

В обратном порядке совершите сборку.

Тормозная жидкость калина

Утечка тормозной жидкости

Для замены неисправного шланга:

  1. Выверните штуцер трубки ключом на 10.
  2. На конец трубки наденьте защитный колпачок.
  3. Выведите из отверстия кронштейна кузова верхний наконечник шланга.
  4. Аналогичные действия произведите с трубкой от нижнего наконечника.
  5. Снимите неисправный шланг.

Установка нового шланга производится в обратной последовательности.

Протечка тормозной жидкости — рядовая поломка. Если это случилось, главное — не поддаваться панике. Найдите неисправность, попробуйте устранить или доставьте машину в автомастерскую.

Тормозная жидкость калинаВам будут нужны: ключ «8» для трубопроводных гаек, жидкость тормозная, прозрачный либо резиновый шланг, сосуд прозрачный.

Следуя рекомендациям завода изготовителя, необходимо заменять жидкость тормозную по прошествии 3 лет эксплуатации либо 45 тысяч километров пробега (зависимо от того, что раньше наступит).

Система заполняется специальной жидкостью тормозной DOT-4

Полезные советы

Жидкость тормозная является весьма гигроскопичной (активно поглощает влагу из воздуха), что, помимо проявления коррозии на деталях системы торможения, может снизить температуру кипения жидкости, что способно привести к отказу тормозов в случае частых и интенсивных торможений. Вот почему рекомендуется замена жидкости тормозной не реже раза в 2 года.

Тормозная жидкость калина

Так выглядит ключ для трубопроводных гаек

Тормозная жидкость калина

1. При удержании колодки проводов уровневого датчика от вращения, отвернуть пробку бачка…

Тормозная жидкость калина

2.… и положить ее на чистую ткань. Следует соблюдать осторожность: тормозная жидкость может капать с поплавка.

3. Откачать старую жидкость из бачка при помощи шприца либо резиновой груши и залить новую до нижней кромки горловины бачка заливной.

Тормозная жидкость калина

4. На машине, которая не оборудована ABS, выполнить дополнительно следующее. В случае, если на машине задние колеса вывешены, предварительно разблокировать регулятор давления механизмов тормозных задних, вставляя отвертку между поршнем и пластиной. Ее нужно вынуть при окончании работы.

Тормозная жидкость калина

5. Очистить клапан выпуска воздуха от механизма тормозного правого заднего от грязи. Снять с клапана защитный резиновый колпачок. Надеть на штуцер клапана шланг резиновый (рекомендовано использование прозрачного шланга для наблюдения за вытекающей жидкостью) и опустить его конец в прозрачную чистую тару.

6. Помощнику нужно 4-5 раз резко нажать на тормозную педаль авто лады калины (с интервалами между нажатиями в 1-2 с), а после этого удерживать педаль в нажатом положении.

Тормозная жидкость калина

7. Отвернуть ½-3/4 оборота клапан для выпуска воздуха, чтобы из шланга начала вытекать грязная старая тормозная жидкость. Педаль тормоза при этом должна плавно дойти до упора. Когда жидкость престанет течь, клапан выпуска воздуха следует завернуть.

Тормозная жидкость калина

8. Постоянно следить за уровнем тормазухи в самом бачке, чтобы не допустить его снижение ниже метки «MIN» и при необходимость доливать новую жидкость. Операции 4 и 5 нужно повторять до тех пор, пока из шланга автомобиля лады калины не начнет течь чистая новая жидкость.

Тормозная жидкость калина

9. Аналогичным способом заменить жидкость тормозную в механизме тормозном переднем левом, после чего и во втором контуре (вначале в механизме тормозном заднем левом, после чего в переднем правом).

10. Несколько раз нажать на тормозную педаль. Сопротивление и ход педали обязаны быть постоянными в процессе каждого нажатия. Если данные условия не выполняются, это означает, что в тормозной системе оказался воздух и ее необходимо прокачивать.

11. По замене тормозной жидкости нужно надеть колпачки защитные на клапаны для выпуска воздуха.

Тормозная жидкость калина

12. Долить жидкость тормозную до метки «MAX» и завернуть пробку.

Уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра — проверка

Ознакомьтесь с правилами по технике безопасности при работе с тормозной жидкостью.

Уровень тормозной жидкости проверяется периодически: во время эксплуатации автомобиля, при каждом техническом обслуживании, после проведения операций по прокачке гидропривода тормозной системы и замене тормозной жидкости, при загорании на щитке приборов контрольной лампы, сигнализирующей о недостаточном уровне тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра.

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

2. Ветошью удаляем грязь с бачка главного тормозного цилиндра.

3. Визуально проверяем уровень тормозной жидкости в бачке. Он должен находиться между отметками MIN и МАХ на корпусе бачка.

Тормозная жидкость калина

4. Проверяем степень износа накладок тормозных колодок передних и задних тормозных механизмов.

5. Если износ колодок тормозных механизмов в пределах нормы, а уровень жидкости в бачке находится ниже метки MIN, тогда отсоединяем наконечник жгута проводов отдатчика аварийного падения уровня тормозной жидкости, отворачиваем и снимаем крышку бачка.

Для заполнения гидропривода тормозной системы используйте только новую жидкость.

6. Доливаем новую тормозную жидкость в бачок до метки МАХ (при установке крышки бачка поплавок датчика погрузится в жидкость и ее уровень повысится).

Если тормозную жидкость в бачок приходится доливать часто, то необходимо проверить герметичность тормозной системы (проверяется визуально на предмет отсутствия следов подтекания тормозной жидкости из цилиндров и мест соединений элементов системы).

7. Плотно закрываем крышку бачка.

8. Подсоединяем колодку жгута проводов к разъему датчика.

9. Проверяем работу датчика аварийного уровня тормозной жидкости: при включенном зажигании нажимаем сверху на резиновую накладку крышки бачка. Если датчик исправен, на щитке приборов загорится контрольная лампа.

ВАКУУМНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ТОРМОЗОВ. ПРОВЕРКА

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работ.

2. При неработающем двигателе несколько раз нажимаем педаль тормоза до тех пор, пока не прекратится шипение в усилителе тормозов.

3. Нажимаем педаль тормоза и удерживаем ее в нажатом положении.

4. Не отпуская педаль, запускаем двигатель.

5. Если сразу после пуска двигателя педаль немного переместилась вниз, усилитель тормозов исправен.

В противном случае проверяем целостность шланга подвода разрежения к вакуумному усилителю, герметичность его подсоединения к впускному ресиверу и патрубку обратного клапана усилителя. Если шланг исправен и соединен герметично, неисправен вакуумный усилитель.

СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ — ПРОВЕРКА ХОДА РЫЧАГА

В процессе эксплуатации автомобиля, вследствие износа накладок задних тормозных колодок и вытягивания тросов привода, периодически возникает необходимость в регулировке хода рычага стояночного тормоза.

Ход рычага стояночного тормоза должен составлять 2—4 щелчка. При этом тормозная система должна надежно удерживать снаряженный автомобиль на уклоне в 23 %. Если это не так, проверяем состояние стояночной тормозной системы и при необходимости регулируем ее (см. «Стояночный тормоз регулировка») и заменяем изношенные или поврежденные детали, после чего повторяем проверку.

ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА — ПРОВЕРКА СВОБОДНОГО ХОДА

Свободный ход педали тормоза — это ход педали от ее верхнего положения до начала срабатывания тормозных механизмов. Он должен составлять 3—5 мм.

Для выполнения работы потребуется линейка или рулетка.

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

2. Устанавливаем около педали линейку или рулетку и измеряем расстояние от пола до наружной поверхности педали тормоза. Нажимая педаль рукой, опускаем ее до тех пор, пока не почувствуем увеличение сопротивления движению педали. Повторяем измерения. По разности полученных значений определяем свободный ход.

Тормозная жидкость калина

Если ход педали больше или меньше требуемого значения — регулируем ход педали.

ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ — ПРОВЕРКА ИЗНОСА

Проверку степени износа тормозных колодок передних тормозных механизмов выполняем в следующей последовательности.

1. Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву.

2. Снимаем передние колеса.

3. При проверке колодок левого тормозного механизма полностью поворачиваем рулевое колесо влево, а при проверке колодок правого тормозного механизма — вправо.

4. Через смотровое отверстие в подвижной скобе суппорта визуально определяем толщину накладок тормозных колодок.

Тормозная жидкость калина

Если толщина накладки хотя бы одной колодки менее 1,5 мм, меняем все тормозные колодки тормозных механизмов правого и левого колес.

5. Заодно проверяем подвижность поршней тормозных цилиндров. При «закисании» поршня заменяем цилиндр.

Для выполнения проверки степени износа тормозных колодок задних тормозных механизмов потребуется фонарик.

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

2. Шлицевой отверткой извлекаем резиновую заглушку смотрового отверстия в опорном щите тормозного механизма заднего колеса.

3. Освещаем смотровое отверстие фонарем.

Тормозная жидкость калина

Если толщина накладки тормозной колодки А менее 1,5 мм, меняем все тормозные колодки тормозных механизмов правого и левого колес.

В соответствии с п.1.1 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» тормозной путь автомобиля при однократном нажатии на педаль тормоза со скорости 40 км/ч должен быть не более 12,2 м.

Проверку проводят на сухом чистом горизонтальном участке дороги с бетонным или асфальтовым покрытием.

Тормозная система автомобиля должна быть герметична.

Уровень тормозной жидкости в бачке должен находиться на отметке MAX.

1. Разгоните автомобиль до 40 км/ч.

2. Нажмите на педаль тормоза до упора, заблокировав колеса, и удерживайте ее в этом положении до полной остановки автомобиля.

3. Измерьте рулеткой тормозной путь автомобиля. Если длина больше 12,2 м, работа тормозной системы недостаточно эффективна.

4. Чтобы исключить влияние побочных явлений, тормозной путь проверяют, разгоняя автомобиль в двух противоположных направлениях на одном и том же участке

Проверка уровня тормозной жидкости

Уровень тормозной жидкости проверяется периодически: ежедневно во время эксплуатации автомобиля, при каждом техническом обслуживании, после проведения операций по прокачке гидропривода тормозной системы и замене тормозной жидкости, при загорании на щитке приборов контрольной лампы, сигнализирующей о недостаточном уровне тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра.

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

2. Ветошью удаляем грязь с бачка главного тормозного цилиндра.

Тормозная жидкость калина

3. Визуально проверяем уровень тормозной жидкости в бачке. Он должен находиться между отметками MIN и MAX на корпусе бачка.

4. Проверяем степень износа накладок тормозных колодок передних и задних тормозных механизмов.

5. Если износ колодок тормозных механизмов в пределах нормы, а уровень жидкости в бачке находится ниже метки MIN, тогда отсоединяем наконечник жгута проводов от датчика аварийного падения уровня тормозной жидкости, отворачиваем и снимаем крышку бачка.

6. Доливаем новую тормозную жидкость в бачок до метки MAX (при установке крышки бачка поплавок датчика погрузится в жидкость и ее уровень повысится).

7. Плотно закрываем крышку бачка.

8. Подсоединяем колодку жгута проводов к разъему датчика.

9. Проверяем работу датчика аварийного уровня тормозной жидкости: при включенном зажигании нажимаем сверху на резиновую накладку крышки бачка. Если датчик исправен, на щитке приборов загорится контрольная лампа.

Проверка износа тормозных колодок

Проверку степени износа тормозных колодок передних тормозных механизмов выполняем в следующей последовательности.

1. Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву.

2. Снимаем передние колеса.

3. При проверке колодок левого тормозного механизма полностью поворачиваем рулевое колесо влево, а при проверке колодок правого тормозного механизма — вправо.

Тормозная жидкость калина

Тормозная жидкость калина

4. Через смотровое отверстие в подвижной скобе суппорта визуально определяем толщину накладок тормозных колодок.

Если толщина накладки хотя бы одной колодки менее 1,5 мм, меняем все тормозные колодки тормозных механизмов правого и левого колес.

5. Заодно проверяем подвижность поршней тормозных цилиндров. При закисании поршня заменяем цилиндр. Для выполнения проверки степени износа тормозных колодок задних тормозных механизмов, потребуется фонарик.

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

Тормозная жидкость калина

2. Шлицевой отверткой извлекаем резиновую заглушку смотрового отверстия в опорном щите тормозного механизма заднего колеса.

Тормозная жидкость калина

3. Освещаем смотровое отверстие фонарем. Если толщина накладки тормозной колодки «А» менее 1,5 мм, меняем все тормозные колодки тормозных механизмов правого и левого колес.

4. Устанавливаем заглушку на место.

Проверка вакуумного усилителя тормозов

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работ.

2. При неработающем двигателе несколько раз нажимаем педаль тормоза до тех пор, пока не прекратится шипение в усилителе тормозов.

3. Нажимаем педаль тормоза и удерживаем ее в нажатом положении.

4. Не отпуская педаль, запускаем двигатель.

5. Если сразу после пуска двигателя педаль немного переместилась вниз, усилитель тормозов исправен.

В противном случае проверяем целостность шланга подвода разрежения к вакуумному усилителю, герметичность его подсоединения к впускному ресиверу и патрубку обратного клапана усилителя. Если шланг исправен и соединен герметично, неисправен вакуумный усилитель.

Проверка свободного хода педали

Свободный ход педали тормоза — это ход педали от ее верхнего положения до начала срабатывания тормозных механизмов. Он должен составлять 3—5 мм.

Для выполнения работы потребуется линейка или рулетка.

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

Тормозная жидкость калина

Тормозная жидкость калина

2. Устанавливаем около педали линейку или рулетку и измеряем расстояние от пола до наружной поверхности педали тормоза.

3. Нажимая педаль рукой, опускаем ее до тех пор, пока не почувствуем увеличение сопротивления движению педали.

Повторяем измерения. По разности полученных значений определяем свободный ход.

Наличие свободного хода педали тормоза гарантирует, что после прекращения торможения поршни главного тормозного цилиндра вернутся в исходное положение, и в результате в гидроприводе тормозов не останется избыточного давления.

Когда выключатель сигнала торможения установлен так, что он ограничивает ход педали тормоза назад, в тормозной системе сможет сохраняться давление, при котором тормозные колодки будут постоянно подтормаживать.

Если свободный ход педали тормоза меньше оптимального значения, необходимо регулировать положение выключателя сигналов торможения.

Увеличенный свободный ход педали тормоза может быть вызван люфтом в механизме привода. Необходимо заменить изношенные детали.

Также причиной неисправности может быть наличие воздуха в гидроприводе тормозов или неисправность главного тормозного цилиндра. Выявленную неисправность необходимо устранить.

Проверка стояночного тормоза

В процессе эксплуатации автомобиля, вследствие износа накладок задних тормозных колодок и вытягивания тросов привода, периодически возникает необходимость в регулировке хода рычага стояночного тормоза.

Тормозная жидкость калина

Ход рычага стояночного тормоза должен составлять 2—4 щелчка.

При этом тормозная система должна надежно удерживать снаряженный автомобиль на уклоне в 23 %.

Если это не так, проверяем состояние стояночной тормозной системы и при необходимости регулируем ее и заменяем изношенные или поврежденные детали, после чего повторяем проверку.

Инструмент:

  • Отвертка плоская средняя
  • Гаечный ключ накидной разрезной 8 мм

Детали и расходники:

  • Тормозная жидкость
  • Ветошь
  • Бутылка
  • Шланг
  • Главный тормозной цилиндр
  • Рабочий тормозной цилиндр

Примечание:

Для выполнения работ, Вам понадобится лишняя пара рук, поэтому желательно найти помощника. Кроме того, удобнее всего со многими узлами работать через смотровую канаву или эстакаду.

1. Прокачка тормозов необходима для удаления воздуха из гидропривода после его разгерметизации, при замене главно­го цилиндра, цилиндров тормозных механизмов, шлангов, трубок, а так­же в случае замены рабочей жидко­сти или когда педаль тормоза стано­вится «мягкой».

Тормозная жидкость калина

2. Воздух из системы удаляем при нера­ботающем двигателе сначала из одно­го контура, а затем из другого в сле­дующей последовательности:

  1. тормозной механизм правого заднего колеса;
  2. тормозной механизм левого перед­него колеса;
  3. тормозной механизм левого заднего колеса;
  4. тормозной механизм правого перед­него колеса.

Тормозная жидкость калина

3. При попадании воздуха в один из контуров достаточно прокачать только этот контур, а не весь гидро­привод. Если задние колеса вывешены вставляем отвертку между ры­чагом и пластинчатой пружиной регулятора давления в гидроприводе тормозных механизмов зад­них колес, фиксируя поршень регулятора в утопленном поло­жении. Проверяем уровень рабочей жидко­сти в бачке гидропривода тормозов и при необходимости доливаем жидкость.

Тормозная жидкость калина

4. Очищаем от грязи штуцер прокачки тормозного механизма правого зад­него колеса и снимаем с него защитный колпачок.

Тормозная жидкость калина

5. Накидным ключом «на 8» ослабляем затяжку штуцера прокачки. Надеваем на штуцер шланг, а свободный его конец погру­жаем в емкость, частично заполнен­ную рабочей жидкостью.

Тормозная жидкость калина

6. Помощник должен энергично на­жать педаль тормоза до упора 4-5 раз и удерживать ее нажатой.

Тормозная жидкость калина

7. Ключом «на 8» отворачиваем штуцер прокачки на 1/2-3/4 обо­рота. При этом из шланга будет вытекать жидкость с пузырьками воздуха, а пе­даль тормоза — уходить вперед. Как только жидкость перестанет вытекать из шланга (при этом пе­даль следует нажать до упора), за­ворачиваем штуцер, и только после этого помощник может отпустить педаль.

Тормозная жидкость калина

8. Повторяем прокачку до тех пор, по­ка в выходящей из шланга жидко­сти не перестанут появляться пу­зырьки воздуха. Снимаем шланг, насухо вытираем штуцер прокачки и надеваем на него защитный кол­пачок. Прокачиваем, как описано выше, тормозной механизм левого переднего колеса.

Тормозная жидкость калина

9. Аналогично прокачиваем тормозные механизмы другого контура. При прокачке нужно следить за уров­нем жидкости в бачке и при необхо­димости доливать жидкость.

Тормозная жидкость калина

10. Если при нажатии педали тормоза ощущается ее «мягкость» и увели­ченный ход, значит, в системе остал­ся воздух. В этом случае повторяем прокачку до тех пор, пока педаль не станет «жесткой», т. е. при нажатии проходить не более половины рас­стояния до пола. Если воздух не удается удалить, проверяем герме­тичность соединений, трубопрово­дов, шлангов, главного и рабочих цилиндров. Подтекающие соедине­ния подтягиваем, неисправные глав­ный и рабочие цилиндры заменяем.

Тормозная жидкость калина

В статье не хватает:

  • Фото инструмента
  • Фото деталей и расходников
  • Качественных фото ремонта

«Путинская» Калина отпраздновала свой первый Новый год скромно — в городе на стоянке. Никаких особых дальних путешествий не было и на каникулах. Тем не менее, это не избавило меня от новых небольших проблем.

Зимняя эксплуатация

После замены масла и датчика положения коленвала проблем с запуском при низкой температуре не было. Пока что абсолютный минимум составил -26 С, но на этих выходных, вероятно, будет более морозно.

Практически каждый день я снимаю видео старта.

Ну ок, завелись. Следующий этап — очистка лобового и боковых стекол. Чем холоднее, тем это занятие проблематичнее. Особо теплых вещей не ношу, поэтому жутко мерзну 🙁

Тормозная жидкость калина
Творчество 🙂

Самое печальное, что после первичной очистки стекла оно буквально через пару минут снова затягивается льдом. Тут два варианта — либо ждать, пока печка прогреет стекло, либо снова выходить и чистить. Побрызгать омывайкой для меня не вариант — неэффективно, появляется еще больше льда, новые стеклоочистители норовят слететь, потому что плохо закреплены (один раз отвалился во время движения — не весело), плюс пахнет жидкость всегда неприятно. Сегодня попробовал — омыватели вообще не работают! 🙁 Может, жидкость замерзла.

Третий этап — подкурить соседа. Случается не каждый день 🙂

Тормозная жидкость калина
Спасаем товарища

Подготовка к старту закончена — в путь. Сильно выручает подогрев сидений — без него было бы совсем туго.

Магнитола восстановлению не подлежит

Еще осенью вышла из строя купленная у московского дилера и установленная у него же магнитола марки Supra. Я нашел сервисный центр, но оттуда по прошествии месяца я получил не исправное устройство, а справку о неремонтопригодности гарантийного аппарата.

Представители «супры» сказали, что нужно связываться с дилером, возвращать устройство ему. На следующей неделе займусь — все-таки за этот «чудесный девайс» мы заплатили, если мне не изменяет память, около 5 тысяч рублей!

Тормозная жидкость испарилась

Собственно, о проблемах. В конце декабря у меня изредка стал загораться «сигнализатор уровня жидкости в бачке гидропривода тормозной системы». Посмотрел — жидкость действительно близка к минимальной отметке.

Тормозная жидкость калина
Перед заменой колодок уровень был еще ниже

Сразу вспомнил, что мне рассказали в одном из дилерских центров где-то в Сибири: тормозные колодки у Калины спрятаны так, что без снятия колеса остаточный уровень не посмотреть, поэтому нужно ориентироваться на уровень жидкости — упал, значит пора менять. Звоню в сервис, описываю ситуацию, говорят, что действительно стоит поменять передние колодки.

На выходных замена не удалась — магазин по продаже запчастей работал только до обеда. В нашем славном городе продажей расходников для жигулей практически никто не занимается — магазин сервиса да пара ларьков на одном из базаров, и все предпочли отдыхать на праздники. Пришлось ждать начала рабочей недели.

Попытка номер два увенчалась успехом — за 380 рублей были приобретены «колодки тормозные передние» уже знакомой фирмы МЕХАНИК ЦИТРОН.

Тормозная жидкость калина

Тормозная жидкость калина
Бренд МЕХАНИК ЦИТРОН нам знаком по масляному фильтру

Кстати, на Калину подходят передние колодки от ВАЗ 2108, 2110. Что касается задних, то тут все гораздо сложнее — модификация Спорт требует экзотичных GDB1384 LUCAS TRW.

Загнали машину на подъемник, снимаем колесо — а колодки-то почти целые! Впрочем, это и не удивительно, ведь пробег машины не добрался даже до 17 000 км. Ладно, новые детали хуже не сделают — все равно меняем. Да и скрипели старые колодки в последнее время как-то слишком усердно, может, ЦИТРОН потише будет?

Тормозная жидкость калина
Новая колодка встала на место не сразу

Тормозная жидкость калина
Старые колодки марки ТИИР еще в норме

Если колодки целые, то куда же делась жидкость? Осмотрели тормозные линии — чисто. Проверили задние колодки — еще ездить и ездить. Уровень тормозухи после замены лишь чуток поднялся. В общем, решили долить жидкости до верхней отметки и посмотреть, что будет дальше.

Мастер еще попросил глянуть в салоне — не бежит ли тормозная жидкость туда. Проверил — все сухо.

Ладно, с жидкостью ничего не ясно, но ведь колодочки новые — сейчас ведь тишина будет на дороге. Но увы 🙁

Новые колодки МЕХАНИК ЦИТРОН пищат гораздо громче, чем предыдущие. По крайней мере, за два дня и 150 км пробега звук никуда не пропал.

Личные впечатления

Я давно считаю, что ездить на Калине интересно. Забавно. Прикольно. Я до сих пор часто спорю с коллегой Романом и пытаюсь ему доказать, что Калина Спорт — неплохой fun car за свои деньги.

Но зимняя эксплуатация меня настолько часто не радует, что мнение понемногу меняется. Восторга от Калины уже нет никакого. Приятного — немного, комфортного — вообще чуть-чуть.

Я хочу садиться зимой в теплую машину, включать приятную музыку и плавно ехать по любым дорогам. Но Калина не оборудована автозапуском, магнитолы нет в базе, а опциональная сломана, на любых ямах с такой подвеской и колесами в машине раздаются жуткие ба-бахи, сзади живут «сверчки», тормоза воют, коробка шумит, в крутую снежную или ледяную горку на переднем приводе часто не забраться. Поднадоело все это, но пока не до крайности.

Тормозная жидкость калина
После мойки машин смотрится неплохо

В соответствии с п.1.1 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» тормозной путь автомобиля при однократном нажатии на педаль тормоза со скорости 40 км/ч должен быть не более 12,2 м.

Проверку проводят на сухом чистом горизонтальном участке дороги с бетонным или асфальтовым покрытием.

Тормозная система автомобиля должна быть герметична.

Уровень тормозной жидкости в бачке должен находиться на отметке MAX.

1. Разгоните автомобиль до 40 км/ч.

2. Нажмите на педаль тормоза до упора, заблокировав колеса, и удерживайте ее в этом положении до полной остановки автомобиля.

3. Измерьте рулеткой тормозной путь автомобиля. Если длина больше 12,2 м, работа тормозной системы недостаточно эффективна.

4. Чтобы исключить влияние побочных явлений, тормозной путь проверяют, разгоняя автомобиль в двух противоположных направлениях на одном и том же участке

Проверка уровня тормозной жидкости

Уровень тормозной жидкости проверяется периодически: ежедневно во время эксплуатации автомобиля, при каждом техническом обслуживании, после проведения операций по прокачке гидропривода тормозной системы и замене тормозной жидкости, при загорании на щитке приборов контрольной лампы, сигнализирующей о недостаточном уровне тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра.

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

2. Ветошью удаляем грязь с бачка главного тормозного цилиндра.

Тормозная жидкость калина

3. Визуально проверяем уровень тормозной жидкости в бачке. Он должен находиться между отметками MIN и MAX на корпусе бачка.

4. Проверяем степень износа накладок тормозных колодок передних и задних тормозных механизмов.

5. Если износ колодок тормозных механизмов в пределах нормы, а уровень жидкости в бачке находится ниже метки MIN, тогда отсоединяем наконечник жгута проводов от датчика аварийного падения уровня тормозной жидкости, отворачиваем и снимаем крышку бачка.

6. Доливаем новую тормозную жидкость в бачок до метки MAX (при установке крышки бачка поплавок датчика погрузится в жидкость и ее уровень повысится).

7. Плотно закрываем крышку бачка.

8. Подсоединяем колодку жгута проводов к разъему датчика.

9. Проверяем работу датчика аварийного уровня тормозной жидкости: при включенном зажигании нажимаем сверху на резиновую накладку крышки бачка. Если датчик исправен, на щитке приборов загорится контрольная лампа.

Проверка износа тормозных колодок

Проверку степени износа тормозных колодок передних тормозных механизмов выполняем в следующей последовательности.

1. Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву.

2. Снимаем передние колеса.

3. При проверке колодок левого тормозного механизма полностью поворачиваем рулевое колесо влево, а при проверке колодок правого тормозного механизма — вправо.

Тормозная жидкость калина

Тормозная жидкость калина

4. Через смотровое отверстие в подвижной скобе суппорта визуально определяем толщину накладок тормозных колодок.

Если толщина накладки хотя бы одной колодки менее 1,5 мм, меняем все тормозные колодки тормозных механизмов правого и левого колес.

5. Заодно проверяем подвижность поршней тормозных цилиндров. При закисании поршня заменяем цилиндр. Для выполнения проверки степени износа тормозных колодок задних тормозных механизмов, потребуется фонарик.

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

Тормозная жидкость калина

2. Шлицевой отверткой извлекаем резиновую заглушку смотрового отверстия в опорном щите тормозного механизма заднего колеса.

Тормозная жидкость калина

3. Освещаем смотровое отверстие фонарем. Если толщина накладки тормозной колодки «А» менее 1,5 мм, меняем все тормозные колодки тормозных механизмов правого и левого колес.

4. Устанавливаем заглушку на место.

Проверка вакуумного усилителя тормозов

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работ.

2. При неработающем двигателе несколько раз нажимаем педаль тормоза до тех пор, пока не прекратится шипение в усилителе тормозов.

3. Нажимаем педаль тормоза и удерживаем ее в нажатом положении.

4. Не отпуская педаль, запускаем двигатель.

5. Если сразу после пуска двигателя педаль немного переместилась вниз, усилитель тормозов исправен.

В противном случае проверяем целостность шланга подвода разрежения к вакуумному усилителю, герметичность его подсоединения к впускному ресиверу и патрубку обратного клапана усилителя. Если шланг исправен и соединен герметично, неисправен вакуумный усилитель.

Проверка свободного хода педали

Свободный ход педали тормоза — это ход педали от ее верхнего положения до начала срабатывания тормозных механизмов. Он должен составлять 3—5 мм.

Для выполнения работы потребуется линейка или рулетка.

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

Тормозная жидкость калина

Тормозная жидкость калина

2. Устанавливаем около педали линейку или рулетку и измеряем расстояние от пола до наружной поверхности педали тормоза.

3. Нажимая педаль рукой, опускаем ее до тех пор, пока не почувствуем увеличение сопротивления движению педали.

Повторяем измерения. По разности полученных значений определяем свободный ход.

Наличие свободного хода педали тормоза гарантирует, что после прекращения торможения поршни главного тормозного цилиндра вернутся в исходное положение, и в результате в гидроприводе тормозов не останется избыточного давления.

Когда выключатель сигнала торможения установлен так, что он ограничивает ход педали тормоза назад, в тормозной системе сможет сохраняться давление, при котором тормозные колодки будут постоянно подтормаживать.

Если свободный ход педали тормоза меньше оптимального значения, необходимо регулировать положение выключателя сигналов торможения.

Увеличенный свободный ход педали тормоза может быть вызван люфтом в механизме привода. Необходимо заменить изношенные детали.

Также причиной неисправности может быть наличие воздуха в гидроприводе тормозов или неисправность главного тормозного цилиндра. Выявленную неисправность необходимо устранить.

Проверка стояночного тормоза

В процессе эксплуатации автомобиля, вследствие износа накладок задних тормозных колодок и вытягивания тросов привода, периодически возникает необходимость в регулировке хода рычага стояночного тормоза.

Тормозная жидкость калина

Ход рычага стояночного тормоза должен составлять 2—4 щелчка.

При этом тормозная система должна надежно удерживать снаряженный автомобиль на уклоне в 23 %.

Если это не так, проверяем состояние стояночной тормозной системы и при необходимости регулируем ее и заменяем изношенные или поврежденные детали, после чего повторяем проверку.

Тормозная жидкость калинаВам будут нужны: ключ «8» для трубопроводных гаек, жидкость тормозная, прозрачный либо резиновый шланг, сосуд прозрачный.

Следуя рекомендациям завода изготовителя, необходимо заменять жидкость тормозную по прошествии 3 лет эксплуатации либо 45 тысяч километров пробега (зависимо от того, что раньше наступит).

Система заполняется специальной жидкостью тормозной DOT-4

Полезные советы

Жидкость тормозная является весьма гигроскопичной (активно поглощает влагу из воздуха), что, помимо проявления коррозии на деталях системы торможения, может снизить температуру кипения жидкости, что способно привести к отказу тормозов в случае частых и интенсивных торможений. Вот почему рекомендуется замена жидкости тормозной не реже раза в 2 года.

Тормозная жидкость калина

Так выглядит ключ для трубопроводных гаек

Тормозная жидкость калина

1. При удержании колодки проводов уровневого датчика от вращения, отвернуть пробку бачка…

Тормозная жидкость калина

2.… и положить ее на чистую ткань. Следует соблюдать осторожность: тормозная жидкость может капать с поплавка.

3. Откачать старую жидкость из бачка при помощи шприца либо резиновой груши и залить новую до нижней кромки горловины бачка заливной.

Тормозная жидкость калина

4. На машине, которая не оборудована ABS, выполнить дополнительно следующее. В случае, если на машине задние колеса вывешены, предварительно разблокировать регулятор давления механизмов тормозных задних, вставляя отвертку между поршнем и пластиной. Ее нужно вынуть при окончании работы.

Тормозная жидкость калина

5. Очистить клапан выпуска воздуха от механизма тормозного правого заднего от грязи. Снять с клапана защитный резиновый колпачок. Надеть на штуцер клапана шланг резиновый (рекомендовано использование прозрачного шланга для наблюдения за вытекающей жидкостью) и опустить его конец в прозрачную чистую тару.

6. Помощнику нужно 4-5 раз резко нажать на тормозную педаль авто лады калины (с интервалами между нажатиями в 1-2 с), а после этого удерживать педаль в нажатом положении.

Тормозная жидкость калина

7. Отвернуть ½-3/4 оборота клапан для выпуска воздуха, чтобы из шланга начала вытекать грязная старая тормозная жидкость. Педаль тормоза при этом должна плавно дойти до упора. Когда жидкость престанет течь, клапан выпуска воздуха следует завернуть.

Тормозная жидкость калина

8. Постоянно следить за уровнем тормазухи в самом бачке, чтобы не допустить его снижение ниже метки «MIN» и при необходимость доливать новую жидкость. Операции 4 и 5 нужно повторять до тех пор, пока из шланга автомобиля лады калины не начнет течь чистая новая жидкость.

Тормозная жидкость калина

9. Аналогичным способом заменить жидкость тормозную в механизме тормозном переднем левом, после чего и во втором контуре (вначале в механизме тормозном заднем левом, после чего в переднем правом).

10. Несколько раз нажать на тормозную педаль. Сопротивление и ход педали обязаны быть постоянными в процессе каждого нажатия. Если данные условия не выполняются, это означает, что в тормозной системе оказался воздух и ее необходимо прокачивать.

11. По замене тормозной жидкости нужно надеть колпачки защитные на клапаны для выпуска воздуха.

Тормозная жидкость калина

12. Долить жидкость тормозную до метки «MAX» и завернуть пробку.

Лада Калина. ПРОВЕРКА УРОВНЯ И ДОЛИВКА ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ В БАЧОК ГИДРОПРИВОДА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ

При замене тормозной жидкости в системе запомните или запишите марку жидкости, которая будет залита, чтобы при доливке ис­пользовать жидкость той же марки.

Несмотря на то, что в бачок главного тор­мозного цилиндра встроен датчик уровня жидкости, рекомендуем периодически проверять уровень жидкости визуально.

Соблюдайте меры предосторожности при работе с тормозной жидкостью: она токсична. Не допускайте попадания тормозной жидкости в глаза. При попадании тормозной жидкости в глаза немедленно промойте их большим количеством проточной водо­проводной воды.

Для того чтобы в будущем не подвергнуть себя непредвиденным расходам по ремонту тормозной системы, а то и всего автомобиля в целом, своевременно заменяйте тормоз­ную жидкость свежей. Она очень гигроско­пична, т.е. поглощает влагу из воздуха, что, помимо появления коррозии деталей тормозной системы, понижает температуру кипения самой жидкости, а это может приве­сти к отказу тормозов при частых интенсив­ных торможениях.

Не используйте слитую из системы жидкость повторно: она загрязнена, насыщена воздухом и влагой.

Попадание тормозной жидкости на провода, пластмассовые или окрашенные детали ку­зова может вызвать их повреждение, поэто­му при заливке всегда подкладывайте чис­тую ткань. При попадании жидкости на эти детали сразу же протрите их чистой тканью.

1. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке. Он должен находиться между метками «М IN » и «МАХ», нанесенными на корпус бачка.

2. Если уровень тормозной жидкости ни­же метки «МI N », отверните.

Тормозная жидкость калина

Постепенное понижение уровня тормозной жидкости при отсутствии утечек указывает, скорее всего, на необходимость замены тор­мозных колодок. Проверьте состояние тормозных колодок . Несвоевременная замена колодок приводит к дорогостоящему ремон­ту (замена тормозных дисков и суппортов)! Обратите особое внимание на состояние главного и рабочего цилиндров сцепления. Они тоже могут быть причиной понижения уровня тормозной жидкости в бачке.

4. Долейте тормозную жидкость до метки «МАХ» и заверните пробку бачка. Пролитую жидкость вытрите чистой тканью.