Тюнинг ода 2126

ИЖ «ОДА».

Доброго времени суток!

Вот решил написать свой отзыв о замечательном автомобиле ИЖ «Ода».

Немного отступления: до этого была классика 7ка 1983 года выпуска с пробегом 90000км, пробег родной, т.к автомобиль был в угоне, и лет 12 «отстаивался» в гараже, когда его нашли, только движка и ходовая были в хорошем состоянии, а железо и электрика оставляла желать лучшего. Очень много было заменено, заварено, но ездила машина сутки через трое (сутки работала, трое ремонтировалась) Намучившись так 2 года, решил ее продать за 15 тысяч р., покупатель, удивительно, нашелся быстро.

После продажи начались активные поиски автомобиля, искал любую, но в хорошем состоянии по кузову, за небольшие деньги. Смотрел годовалую классику, самары 3-5 летние, очень много битых, а действительно ухоженные и недорогие были только жигули, но что-то меня останавливало в классике (вазовской), видимо плохие воспоминания о предыдущем авто. Случай решил все! У моего соседа была Ода, я часто на нее обращал внимание, а тут решил у него поинтересоваться про эту машинку, ну ничего толком не узнал, так как на ней в основном ездила его жена, машина была новая и ничего кроме расходников не менялось, единственная жалоба на КПП, тяжело включается 1я передача. Оценил только визуально, скажу, что очень приглянулся салон, да и внешене она смотрелась современней классических жигулей. Заинтересовался ижами, облазил форумы, выяснил распространенные болячки. Через пару месяцев купил ее у соседа, т.к. жена пересела на иномарку.

И вот я стал обладателем ИЖ 2126-030 Ода с двигателем ВАЗ и тюнингом «ника» октябрь 2002 года, продана мне в ноябре 2003 с пробегом 18000 км. Первое время машинка меня устраивала полностью, т.к. имела:

  • Приятный внешний вид, обтекаемый кузов.
  • Хорошее качество покраски как самого авто, так и дополнителных деталей обвеса (передний, задний бампера, молдинги, пороги, спойлер).
  • Удобный салон, комфортный, вместительный, спинка заднего сидения раскладывается 50 на 50.
  • Современная панель приборов, все удобно, читаемо, под рукой.
  • Легкий руль.
  • Почти непробиваемая передняя подвеска.
  • Хорошая управляемость до 100км/ч.

Покатавшись немного, стал замечать недостатки:

  • Ужасный вой омской коробки и проблемы с включением первой передачи. Сменил масло, регулировал сцепление — ситуация не изменилась, первая передача включается мягко только после включения второй:)
  • Скрипы приборки. Производители сэкономили на материале левой стороны приборной панели (козырек), пластик очень жесткий и тонкий, проклеил все места соединения двухсторонним скотчем, скрипы практически пропали.
  • Грохот двери багажника. Боролся я с ним долго, на первый взгляд кажется нужно отрегулировать замок задней двери, что делалось неоднократно, а оказалось надо вдобавок разбираться с крышкой капота, правильная регулировка которой избавила наконец-то от грохота + бонус, исчезли оставшиеся незначительные скрипы в панели приборов.
  • Слабые тормоза. Педаль ватная и схватывала только в конце. Замена колодок, тормозухи, прокачка системы не привели к стабильному результату, было улучшение, но не на долго.
  • Сцепление. Из-за проблемы с КПП в пробках приходилось часто выжимать и держать педаль сцепления, из-за чего на 25т. начал протекать главный цилиндр, замена сальников из рем. комплекта — пустая трата времени. Заменил главный цилиндр полностью. Позже был поставлен вазовский с небольшими доработками, педаль стала легче в разы, протекания не стало.
  • Накрывался моторчик омывайки, не работал уровень топлива в баке, 5(!) раз менялась личинка замка задней двери. Пропускала воду уплотнительная резинка лобового стекла в углах по периметру, все проклеялось герметиком — в салоне под ковриками стало сухо.
  • Из серьезных неисправностей — дефект КПП. И еще по своему незнанию так и не смог нормально отрегулировать зажигание и карбюратор, были проблемы с пуском двигателя при -15 и ниже (свечи и акум новые). Обращался к знакомым и в сервисы, ничего так толком и не сделали, в общем мучался я когда был мороз и с завистью смотрел на инжекторные авто, которые прогревались на автозапуске:)

ТО делал вовремя, масло и фильтры менял каждую весну, примерно получалось через 8-10 тысяч, лил Лукойл-стандарт.

В итоге: сейчас машине около 70т.пробега и 7 лет, езжу на ней на дачу и вожу всякую крупную ерунду. Накрылась окончательно коробка, трогаюсь со второй:) Пофиг, забил, по трассе хватает. По кузову проблем нет, антикор (Динитрол), который был сделан перед покупкой, не отваливается, коррозии крыльев, днища, порогов — нет. Поменяны передние стойки (правую сам пробил, решил заменить пару), сменил шаровые. Машина быстро падает в цене, вкладываться в нее совсем не хочется, да и возиться тоже. а были планы установить КПП от 7ки, сделать полную шумку салона, поставить кованые 14″ диски ВСМПО, изменить систему выпуска (стоковый глушак очень громкий и гниющий).

P.S. Очень хочется отметить приятные особенности:

  • Заднее стекло всегда чистое.
  • Удабные ручки открывания дверей, почти естественны хват:)
  • 3,5 оборота руля от упора до упора.
  • Интересное решение задних фанарей, все блоки покрыты белым прозрачным пластиком, вспоминается стиль лексуса GS середины 90х:)

Совет покупателю: брать ИЖа последних годов выпуска (с 2004 года), уже доработаные, пробег искать наименьший. Конкурентов в данном ценовом диапазоне считаю что нет!

После первой зимы двери ёжика начали цвести. Особенно угол, который помял автослесарь. Я решил закрасить их, как делал старый хозяин: наклеил белый скотч полосой, чтоб лишнего не накрасить, подчистил, пульнул антигравием из балончика, и потом фиолетовой краской. Получилось вполне сносно, как будто так и должно быть.

Потерялся один задний брызговик. Некоторое время ездил с одним, потом купил универсальные жигулевские, полез менять. Оказалось, что брызговик потерялся вместе с крепежной планкой — она попросту отгнила.

Взял к своей оде прицеп туристический.

Привет, мужики! Как и было написано, вот новое дополнение.

Началось всё с поездки в магазин. Приобрели: масло ЛУКОЙЛ минеральное 15W-40 (5л), сальники на коленвал, прокладку под ГБЦ, изоленту.

Ремонт начали с запихивания поршней – запихали. Положили коленвал и прихватили бугеля, затягивая, прокручивали коленвал, чтобы убедиться, что нигде не напортачили. Протянули динамометрическим ключом. Предварительно смазали вкладыши, чтобы при первом запуске вкладыши тёрли не на сухую. Потом, открутили, закрутили, открутили, закрутили, а всё потому, что мы не опытные в этом деле) Прикрутили масляный фильтр, посадили поддон на герметик, но думаем открутить и на прокладку посадить, хотели сделать так изначально, но пакет с некоторыми вещичками и этой прокладкой потеряли и решили садить на герметик, когда дело было сделано нашёлся пакет с прокладкой…

В нашей стране почти каждый новый автомобиль шел к конвейеру долго и мучительно. Отчасти это компенсировалось в дальнейшем продолжительностью производства и гигантскими тиражами.

Но ИЖ‑2126, известный под именами Орбита, Ода, Фабула и Ника, — пожалуй, один из самых (если не самый!) несчастливых отечественных автомобилей. Суммарный тираж всех модификаций — под 300 тысяч экземпляров, однако для полутора десятков лет производства это не так уж много. А продолжалась вся эта история и вовсе более четырех десятилетий!

От сложного к простому

Как известно, формально конкуренции между производителями, а заодно и проблем со сбытом в СССР не было. Но зависть к более успешным коллегам, обласканным властью (и финансированием), имела место. Вот и работники Ижевского автомобильного всегда в той или иной степени завидовали коллегам, трудившимся на ВАЗе и АЗЛК — и, в общем-то, небеспричинно.

Ижевский завод в советском автопроме был бедным родственником. Созданный под производство упрощенного варианта Москвича и подчиненный Министерству оборонной промышленности, для которого автомобили были отнюдь не главным делом, а в каком-то смысле даже обузой, Ижмаш с трудом пробивал даже нехитрые модификации Москвича‑412 — знаменитые впоследствии ИЖ‑2125 Комби, фургон ИЖ‑2715 и его варианты. А ведь инженерам хотелось создать свой, оригинальный и желательно еще и передовой автомобиль. И потенциал-то вроде был.

В 1972 году в Ижевске собрали прототип ИЖ‑13 — пятидверный хэтчбек с передним приводом, но максимально унифицированный по узлам и агрегатам с серийным 412‑м Москвичом. Ижевцы надеялись, что такая унификация поможет получить добро верхов.

Строго говоря, ИЖ‑13 первым переднеприводным автомобилем в СССР не был (над подобными конструкциями активно работали и в НАМИ), но неким важным шагом вперед — стал. Несмотря на все попытки заинтересовать машиной верхи, в 1974‑м постановление правительства окончательно закрыло тему переднего привода на ижевских машинах, как бесперспективную, и направило усилия завода на модернизированный автомобиль, который по-прежнему должен был базироваться на узлах Москвича‑412. И в 1975 году появился ИЖ‑19 — хэтчбек классической компоновки с довольно смелым по тем временам дизайном, но максимально унифицированный с серийной моделью. Эту машину можно в определенной мере считать первым робким шагом к ИЖ‑2126. Но до его рождения было еще полтора десятилетия.

Не успела просохнуть краска на прототипе ИЖ‑19, как сверху санкционировали создание на АЗЛК переднеприводного автомобиля, а ижевцам разрешили-таки проектировать новую модель — заднеприводную. Естественная разунификация с московским заводом немного развязала ижевцам руки. Опыта у них было маловато, но этот недостаток компенсировали энергией и энтузиазмом.

Первый прототип ИЖ‑2126Э появился в марте 1977 года. Машина получилась довольно страшненькой, но на этом этапе дизайн как таковой не был в приоритете. Предстояло отработать общую схему просторного пятидверного хэтчбека с совершенно новой для завода передней подвеской McPherson и 14‑дюймовыми колесами. Силовой агрегат остался тот же: вполне приличный по тем временам (и с хорошими перспективами модернизации!) уфимский 412‑й двигатель мощностью 75 л.с. да конструктивно не самая удачная и не самая надежная 4-ступенчатая омская коробка передач с капризными тягами.

Практически ежегодно в Ижевске создавали следующий вариант автомобиля. Более гармоничным становился дизайн, доводили до ума ходовую. Переднюю подвеску McPherson сочетали с задней зависимой, но пружинной. Пружины сначала установили перед балкой, однако такая схема оказалась неудачной — и их разместили над ней. Отказались от 14‑дюймовых колес в пользу 13‑дюймовых, зато пришли к вполне современному реечному рулевому механизму. Скобы передних дисковых тормозов унифицировали с перспективными — вазовскими для «восьмерки», бампер — с бампером Москвича‑2141.

Создавая новый автомобиль, ижевцы, конечно, максимально использовали наработки других советских заводов, более счастливых в смысле самостоятельности. А совсем новую коробку передач заполучить так и не удалось. В Омске лишь модернизировали древнюю конструкцию, сделав коробку пятиступенчатой и отказавшись от тяг. В перспективе на ИЖ‑2126 планировали ставить уфимский двигатель с увеличенным до 1,8 литра объемом и даже опытные на тот момент вазовские дизели семейства ВАЗ‑341 (1,5 л) и ВАЗ‑343 (1,8 л).

В 1984 году опытный ИЖ‑2126 вывели на госиспытания. Сравнивали машину ни больше ни меньше как с заднеприводным хэтчбеком Ford Sierra, занявшим в 1983 году второе место в конкурсе «Автомобиль года», и с новой переднеприводной Короллой. В выводах комиссии, рекомендовавшей отечественную новинку в серийное производство, отмечалось, что «по технико-эксплуатационным показателям ИЖ‑2126 находится на уровне зарубежных аналогов». Конструктивно ИЖ действительно был довольно современен, но все-таки в сравнении с Жигулями, а не с Фордом с его независимой задней подвеской. Кроме того, мы-то прекрасно знаем, какова дистанции между опытными образцами, представляемыми на госиспытания, и советскими товарными машинами.

Ни в пир, ни в мир

Первые сто товарных машин ИЖ‑2126 Орбита собрали лишь в 1990 году. До этого несколько образцов успело побывать на фирме Renault. Ее вклад в доводку Орбиты довольно туманен. Обычно поминали дизайн салона, который, к слову, на серийных автомобилях упростили. Новая советская машина, о которой взахлеб писала пресса, стала одним из символов перемен конца 1980‑х — времени надежд и смелых планов. Впрочем, интерес потребителей к Орбите был уже не тот, что вызывала некогда любая советская новинка. В страну пошел поток сильно поезженных, но всё же иномарок, которые неплохо конкурировали с отечественными новинками.

А завод тем временем логично старался расширить модельный ряд. Прототипы фургона, грузопассажирского автомобиля на его базе и пикапа с задней рессорной подвеской появились уже в 1986 году, а вскоре — и вполне гармоничный универсал. Но времена наступали всё более нелегкие. Лихорадило уфимский завод, поставлявший в Ижевск моторы объемом 1,7 и 1,8 литра. Основным стал двигатель ВАЗ‑2106 меньшей мощности. Орбиты, качество изготовления которых было далеко не эталонным, продавались не слишком хорошо. Заняться бы в первую очередь доводкой автомобиля, но завод упорно пытался работать на далекую и очень далекую перспективу.

В 1991 году на узлах Орбиты построили семиместный минивэн ИЖ‑042 с каркасным кузовом и навесными кузовными панелями. В 1992‑м сделали Орбиту с гибридной силовой установкой! В паре с двухцилиндровым двигателем Оки работал электродвигатель сарапульского производства. В том же 1992‑м на Орбиту пытались пристроить дизель Perkins.

Всё это, конечно, было очень интересно, но на качестве серийных машин и спросе на них никак не отражалось. Объем производства сократился с почти 190 тысяч выпущенных в 1988 году автомобилей до 8020 машин в 1997‑м. Лишь в 1998 году начали серийный выпуск пикапов ИЖ‑27171, годом позже на конвейер встали фургоны ИЖ‑2717. Да и то с временным, а не специально спроектированным колпаком над кузовом. Эти модели немного оживили спрос. И тут у завода появилась еще одна надежда — полный привод.

В начале 2000-х на заводе ОАО «ИжАВТО» задумались об обновлении хэтчбека ИЖ-2126, выпуск которого начался еще в конце 80-х.

В начале 2000-х на заводе ОАО «ИжАВТО» задумались об обновлении хэтчбека ИЖ-2126, выпуск которого начался еще в конце 80-х. Для этого они обратились в ижевскую компанию «i-Дизайн», которым пришлось хорошенько помучаться, чтобы сделать внешность устаревшего автомобиля хотя бы немного более современной.

Тюнинг ода 2126

Представители дизайн-студии поработали над внешностью и интерьером автомобиля, изготовив полноразмерные демонстрационные макеты экстерьера и элементов интерьера. Были также построены геометрические модели поверхности кузова, элементов экстерьера и интерьера. Ранние эскизы выглядели следующим образом:

Тюнинг ода 2126

Тюнинг ода 2126

Тюнинг ода 2126

Не меняя центральную часть, передняя и задняя часть были полностью пересмотрены с использованием современной (на то время) светотехники сложной формы с прозрачными линзами. Другими новыми элементами стали передние и задние крылья, капот, решетка радиатора, оба бампера, зеркала заднего вида, молдинги с повторителем указателя поворотов, а также крышка багажника с интегрированным спойлером.

Тюнинг ода 2126

В итоге, автомобиль действительно помолодел лет на 10-15. При этом самыми спорными элементами нового дизайна стали именно фары, делающие «взгляд» автомобиля очень грустным.

Тюнинг ода 2126

«Сложность работы обусловлена радикально устаревшими пропорциями, формообразованием и конструктивно-технологическими решениями кузова с одной стороны, и ограниченностью средств и возможностей изменения формообразующих элементов с другой стороны», — говорят представители «i-Дизайн».

Тюнинг ода 2126

В салоне появилась полностью новая передняя панель модной в то время пухлой формы и новое двухспицевое рулевое колесо. Три «кругляша» управления системой отопления и вентиляции расположили вертикально ближе к водителю, что стало довольно оригинальным решением.

Тюнинг ода 2126

Тюнинг ода 2126

Передняя панель и часть центрального тоннеля были изготовлены в масштабе 1:1 для проверки эргономики и демонстрации заказчику.

Тюнинг ода 2126

Тюнинг ода 2126

К сожалению, с реализацией этого проекта ничего не получилось, но ОАО «ИжАВТО» в 2004 году вновь обратились в тюнинг-ателье «i-Дизайн» для разработки перспективного модельного ряда ИЖ-2127, созданного на модернизированном основании кузова ИЖ-2126. Цель – обновление производственной программы с использованием существующего технологического потенциала предприятия.

Тюнинг ода 2126

Тюнинг ода 2126

Подойдя ответственно к поставленной задаче в тюнинг-ателье разработали целый модельный ряд, состоящий из седана, универсала и фургона. Седан получился похожим на Chevrolet Lacetti, а универсал и фургон сверкали вертикальными задними фонарями, которые в то время уже выходили из моды. В оформлении передней части доминировали всё те же грустные фары, как у прототипа ИЖ-2126 двухгодовалой давности.

Тюнинг ода 2126

Тюнинг ода 2126

Тюнинг ода 2126

Как вы понимаете, и с будущим у этого проекта тоже все сложилось не очень. У завода не было денег и технической возможности осваивать выпуск новых моделей.