Уровень тормозной жидкости

Уровень тормозной жидкости

Некоторые из Вас могут задать вопрос. Что такое тормозная жидкость? или Для чего нужна тормозная жидкость? или, наконец «как проверить тормозную жидкость?». Попытаемся на них ответить.

В гидравлических тормозных системах тормозная жидкость передает силу нажатия на педаль тормоза на сами тормоза. Тормозная жидкость является одной из самых важных жидкостей в автомобиле: она обеспечивает взаимодействие между механическим действием педали тормоза и тормозными колодками, которые создают трение для снижения скорости транспортного средства.

Если автомобиль находится в исправном состоянии, то расход тормозной жидкости минимален. В отличие от того же антифриза, который нужно периодически доливать, или масла, которое желательно менять через каждые несколько тысяч километров пробега, здесь ситуация совершенно иная. Если вы заметили резкое падение уровня тормозной жидкости в расширительном бачке, то, скорее всего, возникла неисправность. Причем лампа на приборной панели может и не загораться, поэтому нужно периодически визуально определять уровень в бачке. Рассказать более подробно, как проверить тормозную жидкость, мы постараемся чуть ниже.

Для безопасности дорожного движения важно, чтобы Вы придерживались двух требований. Использовали только рекомендованную тормозную жидкость и поддерживали ее все время на рекомендованном уровне. В большинстве современных гидравлических тормозов сегодня используется жидкость с маркировкой DOT (United States Department of Transportation) различных марок.

Как проверить уровень тормозной жидкости?

Этап 1: Припаркуйте автомобиль на ровной местности и приведите стояночный тормоз в действие.

Этап 2: Откройте и закрепите капот надежным образом.

Этап 3: Найдите бачок для тормозной жидкости. Его легко найти: это небольшая полупрозрачная емкость за рулевым колесом, на которой имеется откручивающаяся крышка. Она прикреплена к главному тормозному цилиндру, который представляет собой небольшой металлический блок возле тормозной педали в отсеке двигателя.

Этап 4: Проверка тормозной жидкости не вызывает никаких сложностей. Убедитесь, что уровень тормозной жидкости находится между отметками МАКСИМУМ и МИНИМУМ на резервуаре. Жидкость должна иметь золотисто-коричневый цвет, который указывает на ее пригодность к эксплуатации. Если уровень тормозной жидкости ниже отметки МИНИМУМ, ее доливка не является решением проблемы, это лишь превентивная мера, позволяющая добраться до автосервиса. Необходимо срочно устранять поломку. Причины, вызвавшие резкое снижение уровня тормозной жидкости, могут быть самими разнообразными:

  • Трещина в расширительном бачке. Самый банальный вариант, который «лечится» обычно заменой бачка;
  • Нарушение целостности тормозного цилиндра. Ярким свидетельством такого развития событий являются подтеки на суппортах, проблема чаще всего устраняется заменой потрескавшихся резиновых уплотнителей;
  • Нарушение целостности тормозного шланга. Причина неисправности аналогична предыдущей – износ резины, устраняется заменой шланга;
  • Поломка главного тормозного цилиндра. Самый неприятный вариант, может быть связан, к примеру, с протеканием тормозной жидкости в «вакуумник». Может привести к замене всего тормозного цилиндра.

В любом случае, не тяните время. Не наблюдаете в бачке должный уровень жидкости – срочно отправляйтесь к мастеру, иначе последствия могут быть непредсказуемыми.

1. Ищем резервуар тормозной жидкости, он находится сзади слева в двигательном отсеке. Он имеет две камеры, каждая для своего тормозного контура.

Уровень тормозной жидкости

Предупреждение:

Тормозная жидкость может причинить вред Вашим глазам и повредить окрашенные поверхности автомобиля, поэтому будьте крайне осторожны при обращении с ней. Не пользуйтесь тормозной жидкостью, которая долгое время стояла открытой, или которой больше одного года. Тормозная жидкость имеет свойство поглощать влагу из воздуха, что может привести к опасной потере эффективности тормозной системы. Используйте только рекомендованный тип тормозной жидкости. Смешивание различных типов жидкости может привести к отказу тормозной системы.

2. Уровень тормозной жидкости проверяется визуально, по меткам на пластиковом резервуаре, установленном на главном цилиндре. При закрытой крышке уровень тормозной жидкости должен находиться между отметками MAX и MIN.Если уровень ниже допустимого, сначала протрите верх резервуара и крышку чистой ветошью, чтобы предотвратить попадание грязи в систему после снятия крышки. Долейте до нужного уровня рекомендованной жидкостью, но не переливайте.

Уровень тормозной жидкости

Примечание:

Пока снята крышка резервуара, проверьте жидкость и резервуар главного цилиндра на наличие загрязнений. Если в нём присутствуют частицы ржавчины, грязи или капли воды, жидкость из системы следует слить и залить новую.

3. После дополнения резервуара до нужного уровня удостоверьтесь, что крышка установлена ровно, во избежание утечек жидкости и/или попадания грязи.

Примечание:

Уровень жидкости в главном цилиндре будет слегка падать в результате изнашивания фрикционных накладок тормозных колодок. Нет необходимости доливать её до тех пор, пока уровень остаётся возле метки «MIN»; он поднимется после замены накладок. Очень низкий уровень может указывать на износ тормозных колодок. Проверьте их на наличие износа.

4. Если уровень тормозной жидкости постоянно падает, немедленно проверьте всю систему на наличие утечек. Обследуйте тормозные линии, шланги и штуцерные соединения, вместе с суппортами, колесными цилиндрами и главным цилиндром.

5. Если при проверке уровня жидкости резервуар окажется пуст или почти пуст, тормозная система должна быть проверена на наличие утечек и прокачана.

В статье не хватает:

  • Качественных фото ремонта

Обслуживание Комментарии к записи Как правильно проверить тормозную жидкость? отключены 461 Просмотров

Понимание, как проверить тормозную жидкость, организует грамотный и бережный подход к системе тормозов в требуемом состоянии. За счет этого данные конструктивные элементы должны быть исправными и исключать возникновение экстренных и непредвиденных ситуаций на дороге.

Это обеспечит требуемый уровень безопасности во время движения, а также позволит увеличить эксплуатационный срок транспортного средства.

Уровень тормозной жидкости

Заливаемый в машину состав обеспечивает передачу давления в направлении от педали к тормозным узлам, расположенным внутри колес.

По этой причине для обеспечения работы в течение всего года при разных температурных режимах составы должны выдерживать все потенциальные интервалы температур. При этом акцент идет на избежание закипания или замерзания.

Уровень тормозной жидкости

Проверка тормозной жидкости и ее уровня обоснована, так как с течением времени она способна терять свои первоначальные свойства. В первую очередь, это связано с загрязнениями. По этой причине требует не только своевременной проверки, но и замены.

Базовые сведения

Итак, вопрос, как проверить уровень тормозной жидкости и ее качество, проще всего понять на основании особенностей и характеристик составов, а также назначения. Она обладает гигроскопичностью, то есть способностью впитывать влагу, что обеспечивает эффективную защиту системы тормозов. Другие свойства:

  • светло-желтый оттенок;
  • отсутствие сжатия;
  • смазывание поршневой системы: главного цилиндра, суппортов, колесные цилиндры тормозов, уплотнителей из резины;
  • высокая устойчивость к температурным перепадам;
  • температуры кипения в 205 и 230 градусов для DOT 3 и DOT 4 соответственно.

Использование средства в течение 2-3 лет приводит к росту уровня влаги. Это вызывает впоследствии возникновение коррозионных процессов и утрачивание первоначальных свойств состава.

Отдельно важно помнить, что необходимо использовать тормозные жидкости, которые рекомендует конкретный автопроизводитель в прилагаемой к транспортному средству документации.

Функция главного тормозного цилиндра

Чтобы грамотно проверить тормозную жидкость в машине, необходимо разобраться в особенностях работы главного тормозного цилиндра. Он выполняет функцию насоса, который осуществляет подачу средства в каждое из колес автомобиля, внутри которых расположены компоненты тормозов.

То есть педаль тормоза вызывает действие данного конструктивного компонента, за счет чего происходит перегонка тормозной жидкости по всей автомобильной магистрали.

Внутри цилиндра расположен специальный резервуар для состава. Поэтому для проведения проверочной процедуры понадобится знание о его местоположении в системе. Чаще всего элемент располагается на вакуумном усилителе. Последний устанавливается со стороны водителя в задней части отсека двигателя.

С визуальной точки зрения главный тормозной цилиндр представляет собой предмет цилиндрической формы, оснащенный тонкими металлическими трубками.

Они выходят из цилиндра, а над этими составляющими находится сам резервуар, который может быть изготовлен из пластика или металлического материала. Именно там и находится тормозная жидкость.

Как произвести проверку

Таким образом, как проверить уровень тормозной жидкости на гигроскопичность, то есть выявить состояние ее плотности, а также качественных показателей на пригодность, понять не трудно. Разберем подробнее.

Современные модели авто (начиная с выпуска середины 1980-х годов и далее) содержат полупрозрачную емкость, которая, как уже говорилось выше, крепится к главному тормозному цилиндру.

Уровень тормозной жидкости

Так как резервуар выполнен прозрачным, чтобы проверить уровень тормозной жидкости, не обязательно откручивать верхнюю крышку. Он должен соответствовать показателю между максимальной и минимальной отметкой.

Но есть и множество моделей машин, где произвести анализ уровня можно только при помощи специальных инструментов: тестером или мультиметром. Это касается непрозрачных емкостей.

Как правило, они изготовлены из металлических материалов. В таком случае понадобится выполнить следующий набор действий:

  • тщательно протереть крышку от грязевых частиц, пыли, масла и т. д.;
  • снять крышку. На некоторых автомобилях для этой цели потребуется использование отвертки. Для этого потребуется выполнить легкий подъем пружинного зажима, откручивание болтов;
  • проведение осмотра тормозной жидкости. Отсутствие сплошной линии внутри резервуара будет говорить, что уровень на данный момент расположен в 6 мм от верхней части.

Как оценить и проверить уровень тормозной жидкости дальше:

  • при низком показании потребуется доливание до необходимого уровня. Здесь важно использовать ту тормозную жидкость, которую указал в своих нормативах к машине производитель;
  • иногда подходящую марку можно узнать на основании информации, расположенной под крышкой бачка;
  • при отсутствии руководства следует воспользоваться Интернетом и скачать инструкцию по эксплуатации.

В соответствии с информацией от автопроизводителей выходит, что замену средства следует выполнять с разной регулярностью, которая может составлять интервал 2 раза в год или раз 5 лет, а также и другие варианты.

Заключение

Способы, как проверить тормозную жидкость (уровень, гигроскопичность, плотность, качество и др.), различаются от года производства и особенностей конкретной марки и модификации автомобиля.

Уровень тормозной жидкости

По этой причине проще всего обращать внимание в начале на датчик, а затем переходить к непосредственной проверке. Важно помнить, что от этого зависит безопасность движения и сохранность авто в первоначальном состоянии.

Вам потребуются: тормозная жидкость, чистая тряпка.

Тип тормозной жидкости — «Томь» или «Роса» классом не ниже DOT-4.

При падении уровня тормозной жидкости в бачке ниже метки «MIN» в комбинации приборов загорается красным светом контрольная лампа. Рекомендуем проверять уровень перед каждым выездом и при необходимости доливать жидкость в бачок, не дожидаясь, пока загорится контрольная лампа: эту операцию лучше проводить заблаговременно. Если тормозную жидкость в бачок приходится доливать довольно часто, сразу же обратитесь к специалистам или устраните неисправность
самостоятельно (см. раздел «Тормозная система»).

При замене тормозной жидкости в системе запомните или запишите марку жидкости, которая была залита, чтобы при доливке использовать ту же марку. При установке пробки бачка с датчиком уровень жидкости в бачке слегка повышается за счет объема поплавка датчика.

Бачок установлен на главном цилиндре тормоза с левой стороны моторного отсека у щита передка.

Уровень тормозной жидкости

Чтобы не подвергнуть себя в будущем непредвиденным расходам по ремонту тормозной системы, а то и всего автомобиля в целом, своевременно заменяйте тормозную жидкость свежей. Она очень гигроскопична и поглощает влагу из воздуха, что помимо появления коррозии деталей тормозной системы повышает температуру кипения самой жидкости, что может привести к отказу тормозов при частых интенсивных торможениях.

Не используйте слитую из системы жидкость повторно: она загрязнена, насыщена воздухом и влагой. Попадание тормозной жидкости на провода, пластмассовые или окрашенные детали кузова может вызвать их повреждение. Поэтому всегда подкладывайте чистые тряпки при заливке. При попадании жидкости на эти детали сразу же протрите их чистой тряпкой.

1. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке. Он должен находиться между метками «MIN» и «МАХ», нанесенными на корпус бачка.

Уровень тормозной жидкости

2. Если уровень жидкости ниже метки «MIN», отверните пробку бачка…

Уровень тормозной жидкости

3. …и долейте тормозную жидкость до отметки «МАХ». Затем заверните пробку бачка.

Уровень тормозной жидкости

4. Проверьте работу датчика падения уровня тормозной жидкости, установленного в пробке бачка. Для этого включите зажигание, после чего нажмите кнопку на пробке бачка. В комбинации приборов должна загореться сигнальная лампа аварийного состояния рабочей тормозной системы. Если лампа не загорится, скорее всего, датчик неисправен.

Качественная тормозная жидкость обеспечивает безопасность автомобилисту и его пассажирам. Ошибочно полагать, что она не нуждается в контроле и обслуживании. На самом деле следует периодически проверять тормозную жидкость на наличие воды. Рассмотрим, в чем заключается опасность смешивания воды и тормозухи, а также — как вода появляется в системе.

Уровень тормозной жидкостиВ процессе работы тормозная жидкость нагревается и расширяется. В результате в системе появляется лишнее давление

Тормозная жидкость имеет целый список уникальных свойств. Главное – она не закипает при высокой температуре. Тормозной узел в транспортном средстве находится под постоянной нагрузкой, а в некоторых случаях может испытывать откровенную перегрузку. В таком режиме эксплуатации жидкость в системе обильно нагревается. Однако, температура её кипения составляет 260°, поэтому даже при постоянной езде на треке в экстремальном режиме она продолжает работать эффективно. При этом её свойства утрачиваются заметно медленнее, чем у тормозных колодок. Ещё одно важное свойство – отсутствие сжимания. Данная жидкость обязана как можно точнее передавать усилия от педали к тормозным колодкам. Оба вышеперечисленных свойства способны поменяться в худшую сторону, если в тормозной системе появляется вода. К слову, попадает она туда гарантированно – это лишь вопрос времени.

Как уже было сказано выше, в процессе работы тормозная жидкость нагревается и расширяется. В результате в системе появляется лишнее давление, которое должно уходить через клапан расширительного бачка. В зимнее время может происходить обратный процесс – жидкость остывает, а в системе появляется отрицательное давление. Чтобы его компенсировать, предусмотрен тот же клапан, который работает и на впуск. В результате, вместе с определённым количеством воздуха в систему попадает вода. Тормозная жидкость является гигроскопичной, поэтому со временем внутри может образоваться все больше и больше влаги.

Тормозуха в разбавленном водой виде моментально утрачивает свои свойства. Температура закипания в некоторых случаях сокращается в два раза. Если при эксплуатации довести узел до кипения, влага начнёт собираться в более крупные пузыри, из-за чего тормозная жидкость будет сжиматься. И это приведёт к погрешности в работе всего узла – тормоза перестанут быть острыми и точными, а замедление заметно ухудшится. В конечном итоге автомобиль может просто не останавливаться при нажатии на педаль тормоза.

Уровень тормозной жидкостиЕсли в наличии нет такого тестера, для определения количества воды можно использовать обычный мультиметр

Есть способы, которые позволяют определить количество воды в системе. Сделать это можно при помощи специального тестера. Если показатель составляет 3,5 процента влажности, это говорит о том, что температура закипания тормозной жидкости сократилась в два раза. А значит и тормоза транспортного средства работают неправильно. Если в наличии нет такого тестера, для определения количества воды можно использовать обычный мультиметр. На приборе следует выставить положение 20 В. После этого красным плюсовым щупом коснуться плюсовой клеммы АКБ, а минусовой окунуть в бачок тормозухи. Показания мультиметра в таком случае не могут превышать 3 вольт. Автомобилистам необходимо следить за состоянием тормозной системы транспортного средства, так как это напрямую влияет на безопасность во время движения.

Итог. В тормозную жидкость автомобиля рано или поздно начинает проникать влага, которая негативно воздействует на свойства данного технического состава. У автомобилистов есть несколько способов определить содержание влаги внутри системы.

Запас тормозной жидкости гидропри­вода тормозов находится в бачке, расположенном на главном тормозном цилиндре. Для контроля уровня тормозной жидко­сти в крышке бачка установлен датчик. При падении уровня тормозной жидко­сти ниже допустимого (метка MIN на корпусе бачка) в комбинации приборов загорается сигнализатор уровня жид­кости в бачке гидропривода тормозной системы. Если в тормозной системе утечки жид­кости нет, то уровень жидкости в бачке понижается из-за увеличения объема гидросистемы. Объем увеличивается при выдвижении поршней из рабочих цилиндров передних (и в меньшей ме­ре задних) колес при уменьшении тол­щины накладок колодок тормозных механизмов в результате износа на­кладок. Даже при наличии датчика рекомен­дуем эпизодически визуально прове­рять уровень жидкости в бачке, так как в процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть неисправность, как самого датчика уровня жидкости, так и сигнализатора уровня жидкости в бачке, расположенного в комбинации приборов, или их электроцепей.

На бачке выполнены метки MIN и МАХ, между которыми должен находиться уровень тормозной жидкости.

Не допускайте понижения уровня жидкости ниже метки MIN.

Чтобы долить тормозную жидкость в бачок отворачиваем его крышку про­тив часовой стрелки и, не отсоединяя колодку проводов от датчика…

…снимаем крышку вместе с датчиком. При этом удобно проверить исправ­ность датчика уровня жидкости. Располагаем датчик в вертикальном положении на бачке гидропривода. Если датчик исправен, то при включе­нии зажигания в комбинации приборов должен гореть сигнализатор уровня жидкости в бачке гидропривода тор­мозной системы.

Доливаем жидкость типа DOT-4 в ба­чок до отметки МАХ и устанавливаем крышку бачка с датчиком.

Тормозная жидкость, попавшая на лакокрасочное покрытие, пластмассовые детали и провод­ку автомобиля, может вызвать их повреждение. Немедленно удалите ее чистой ветошью.

Если уровень тормозной жидкости в бачке постоянно понижается, то в си­стеме, скорее всего, имеется течь. В этом случае необходимо проверить герметичность гидропривода тормоз­ной системы и устранить неисправ­ность.

Замена жидкости в гидроприводе тормозов

Замену рабочей жидкости в гидро­приводе тормозной системы прово­дим в соответствии с регламентом технического обслуживания — каждые 45 тыс. км пробега или через три го­да (в зависимости от того, что насту­пит раньше).
Работу выполняем на смотровой канаве или эстакаде.
При замене…

…откачиваем старую жидкость из бач­ка шприцем или резиновой грушей, прикрыв окружающие элементы кузо­ва ветошью. Заливаем в бачок новую жидкость. Прокачиваем гидропривод тормозной системы (см. «Прокачка гидроприво­да тормозной системы») до тех пор, пока новая жидкость (более свет­лая, чем старая) не начнет выходить из штуцеров прокачки всех рабочих цилиндров. После прокачки тормозов доводим уровень жидкости в бачке гидроприво­да тормозной системы до нормы (см. «Проверка уровня жидкости в бачке гидропривода тормозов»).

Прокачка гидропривода тормозной системы

Прокачиваем тормоза для удаления воздуха из гидропривода после его разгерметизации при замене главно­го цилиндра, рабочих цилиндров тор­мозных механизмов колес, блока ABS, шлангов, трубок, а также в случае замены рабочей жидкости или когда педаль тормоза становится «мягкой». Работу выполняем на смотровой канаве или эстакаде. Воздух из системы удаляем при не­работающем двигателе сначала из одного контура, а затем из другого и следующей последовательности:

— тормозной механизм правого зад­него колеса;
— тормозной механизм левого перед­него колеса;
— тормозной механизм левого задне­го колеса;

— тормозной механизм правого пе­реднего колеса.

При попадании воздуха в один из конту­ров достаточно прокачать только этот контур, а не весь гидропривод. Перед прокачкой проверяем уровень рабо­чей жидкости в бачке гидропривода тормозной системы и при необходимо­сти доливаем жидкость (см. «Проверка уровня жидкости в бачке гидропривода тормозов»). Прокачку тормозов проводим с помощником. Если на автомобиле, не оборудованном ABS, задние колеса вывешены…

вставляем отвертку между рычагом и пластинчатой пружиной регулятора давления в гидроприводе тормозных механизмов задних колес, фиксируя поршень регулятора в утопленном положении. Очищаем от грязи штуцер прокачки тормозного механизма правого задне­го колеса…

…и снимаем с него защитный колпа­чок. Накидным ключом или головкой «на 8» ослабляем затяжку штуцера прокачки. Надеваем на штуцер шланг, а свобод­ный его конец погружаем в емкость, частично заполненную рабочей жидко­стью.
Помощник должен энергично на­жать педаль тормоза до упора 4-5 раз и удерживать ее нажатой.

Ключом «на 8» отворачиваем штуцер прокачки на 1 /2-3/4 оборота. При этом из шланга будет вытекать жидкость с пузырьками воздуха, а пе­даль тормоза следует дожимать до упора. Как только жидкость перестанет выте­кать из шланга, заворачиваем штуцер и только после этого помощник может отпустить педаль.
Повторяем прокачку до тех пор, пока в выходящей из шланга жидкости не перестанут появляться пузырьки воз­духа. Снимаем шланг, насухо вытираем штуцер прокачки и надеваем на него за­щитный колпачок. Прокачиваем, как описано выше…

…тормозной механизм левого перед­него колеса. Аналогично прокачиваем тормозные механизмы другого контура. При прокачке нужно следить за уров­нем жидкости в бачке гидропривода тормозов и при необходимости доли­вать жидкость. Если при нажатии педали тормоза ощущается ее «мягкость» и увеличен­ный ход, значит, в системе остался воздух. В этом случае повторяем про­качку до тех пор, пока педаль не станет «жесткой», т.е. при нажатии проходит не более половины расстояния до по­ла. Если воздух не удается удалить, станет «жесткой», т.е. при нажатии проходит не более половины расстояния до по­ла. Если воздух не удается удалить, проверяем герметичность соедине­ний, трубопроводов, шлангов, главного и рабочих цилиндров. Подтекающие соединения подтягива­ем, неисправные главный и рабочие цилиндры заменяем (см. «Тормозная система»).

Уходит тормозная жидкость: когда это считается нормальным явлением

Уровень тормозной жидкости

Временное понижение уровня тормозной жижи связано с износом колодок. Если быть точным, то тормозные поршни в суппортах и цилиндрах по мере износа фрикционного материала выдвигаются, повышая объем всей системы. Поскольку тормозную жидкость никто не доливал, то уровень ее в бачке соответственно падает, при этом количество остается прежним. Итого, постоянный зазор между колодкой и диском/барабаном сохраняет остроту тормозов по мере износа колодок, а уровень обычно колеблется в пределах допустимого зазора – между отметками MIN и MAX.

Перед установкой новых колодок, поршня в суппортах принято вдавливать. Аналогичную работу необходимо проделывать и с цилиндрами барабанных тормозов. И теперь применительно к уровню тормозной жидкости мы наблюдаем совершенно обратную картину: он повышается и это абсолютно нормально. Вот и получается, что доливать жидкость в исправную систему необходимости нет, при условии, что ее уровень выше минимального.

Уровень тормозной жидкости

Резко ушла «тормозуха». Вердикт – течет, а где?

Любая гидравлика с движущимися элементами включает резиновые уплотнения, и тормозная система – не исключение. Манжеты позволяют состыковывать различные детали, сопрягать движущиеся части с неподвижными, не давая жидкости шансов на утечку. Вместе с тем, манжеты – слабое звено любого агрегата. Еще слабее оно становится от некачественной тормозной жидкости, длительной стоянки и низкокачественных материалов, применяемых при его производстве.

Впрочем, встречаются и нестандартные ситуации, когда трескается тормозная магистраль или обнаруживаются дефекты в главном тормозном цилиндре. Возвращаясь к стандартным местам утечек, необходимо отметить, что смотреть стоит все места, где применяются резиновые уплотнения и схема нам в этом поможет:

  • Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) – главный тормозной цилиндр (ГТЦ).
  • Бачок – главный тормозной цилиндр.
  • Каждая из колесных пар «цилиндр-поршень».
  • Мягкая, уходит в пол – колесные суппорта.
  • Жесткая – течи в районе главного тормозного цилиндра или бачка.

Статистика показывает, что чаще всего течь наблюдается в районе крепления ГТЦ к ВУТ. Компоновка моторного отсека часто не позволяет беспрепятственно осмотреть этот узел. Однако и внешний осмотр не всегда дает результат. Коварность этого места в том, что прослабить может внутреннее уплотнение штока ГТЦ, отчего жидкость уходит внутрь ВУТ, а снаружи все сухо. На этот счет примите к сведению пару рекомендаций:

Уровень тормозной жидкости

  1. Внутри вакуумного усилителя должно быть сухо. Запустите веревку через отверстие, связывающее ваккумник с впускным коллектором – она должна быть сухой.
  2. Внутри ВУТ не должно быть посторонних запахов. Через то же отверстие проверьте, нет ли запаха «тормозухи».

Уровень тормозной жидкости
Когда же течет в районе колес, то потеки отчетливо видны с внутренней части кожуха, расположенного на ступице.

Доливка тормозной жидкости: что можно, а что нельзя

Общее автомобильное правило, доливай то, что заливал, актуально для всех технических жидкостей, и для тормозной в том числе. Если же марку залитого состава не припоминаете, да и записей о ТО с собой нет, добро пожаловать в мир стандартов Department of Transportation (Министерство транспорта США).

Согласно регламенту DOT, тормозные жидкости принято классифицировать по температуре кипения и вязкости. Требования важные – кипеть «тормозухе» никак нельзя: при чрезмерном нагреве тормозов образуются пузырьки газа. Они сжимаются и педаль проваливается, что приводит к отказу системы. С вязкостью тоже ясно: тормоза должны быть одинаково эффективны как на морозе, так и в жару.

  • DOT 3 –тихоходная техника.
  • DOT 4 – гражданские малолитражки с дисковыми и барабанными тормозами.
  • DOT 5.1 – спортивные и гражданские модификации с «дисками» по кругу.
  • DOT 5 – гоночные автомобили.

Цифровые изъяснения в различиях между этими четырьмя продуктами дает стандарт FMVSS №116, выдержка из которого приведена в таблице. Чтобы понять, что с чем можно смешивать, необходимо уяснить различия в химическом составе.

Строение тормозной жидкости подобно моторному маслу – это основа, которая может быть минеральной, гликолевой, силиконовой, + добавки, присадки, красители. Разговор о том, какое моторное масло использовать на доливку , накануне поднимался. Вывод был таким – если и смешивать продукцию различных производителей между собой, то только при условии 100% сходства основы и вязкостных показателей. С тормозной системой можно провести абсолютно такую же аналогию. Но прежде разберем химсостав каждого из DOT:

  • БСК – минеральная основа (касторовое масло и спирт в соотношении 1:1).
  • DOT 3,4,5.1 – гликолевая основа (химсоединение на основе многоатомных спиртов).
  • DOT 5 – силиконовая основа (кремний-органические полимерные продукты).

Уровень тормозной жидкости
Учитывая, что в подавляющем числе автомобилей применяются гликолевые тормозные жидкости, то иметь с собой бутылочку запечатанного DOT 4 или DOT 5.1 является хорошим тоном. Почему запечатанную? Дело в том, что уже в открытом состоянии техжидкость хватает влагу из атмосферы, отчего уже через год становится непригодной к использованию.

Если же вы поклонник ретро-техники, то имейте в виду – к минеральной жидкости нельзя добавлять гликолевую. Впрочем, и заполнять пустые тормозные магистрали старого автомобиля гликолевой жидкостью тоже воспрещено: манжеты распухнут, а из остатков «минералки» образуются сгустки.

Аварийная ситуация: как доехать к месту ремонта, не имея в наличии тормозной жидкости

Безусловно, лучшим вариантом в этих условиях считается транспортировка машины на эвакуаторе. Вдали от дома удобнее найти ближайшую АЗС, купить аналог залитой тормозной жидкости и продолжить путь своим ходом. Повторюсь, производитель не имеет значения, важна идентичность основ. Ссылаясь на крайние обстоятельства, когда тормоза уже не работают, а педаль проваливается, отделаться одной доливкой не получится – систему придется прокачивать и без этого никак.

Некогда в интернете блуждали советы использовать на доливку масло, мыльную воду и спирт. Так вот, придерживаться их категорически не рекомендуется: спирт и масло, будь то моторное, трансмиссионное или для ГУР, отчасти совместимы лишь с минеральными «тормозухами». Гликолевой подобные добавки могут только навредить. Ну, а касательно мыльной воды – да, работает и тоже во вред – начинается коррозия, да и промывать тормозную систему после нее – удовольствие не из приятных.

Уровень тормозной жидкости

Забыли вовремя подлить тормозную жидкость ? Спешу вас огорчить, в скором времени ваша педаль тормоза при нажатии начнет проваливаться и станет ощутимо легкой. А ваш железный конь будет игнорировать ваши тщетные попытки его остановить. Всему виной воздух, попавший в тормозную систему. Чтобы этого не допустить, необходимо вовремя подливать тормозную жидкость, не допуская падения жидкости ниже определенного уровня. Сделать это можно, открыв капот. На бачке есть деления минимум и максимум. А чтобы контролировать данный показатель из салона автомобиля, вам необходимо время от времени поглядывать на восклицательный знак, помещенный в круг на приборной панели. Когда уровень тормозной жидкости упадёт, он загорится красным цветом.

Что горит? Тогда открываем капот и смотрим на бачок с тормозной жидкостью. Если жидкость есть на дне бачка и воздух не попал в главный тормозной цилиндр, то просто заполните уровень жидкости до максимальной отметки. Если же жидкость ушла, то придется прокачивать тормозную систему. В идеале отвезти ваш автомобиль в сервис технического обслуживания, где механики профессионально приведут машину в порядок. Но чтобы ее туда довезти, потребуется воспользоваться услугами эвакуатора. Так как передвижение по проезжей части без «тормозов» запрещено и чревато печальными последствиями.

К сожалению не все категории граждан обладают средствами для обслуживания своего авто в СТО, да и вызов эвакуатора может выйти в кругленькую сумму. Напрашивается вопрос: что же тогда делать? Ответ прост: прокачать тормозную систему самому, вернее самим. Так как вам потребуется напарник, нажимающий на педаль тормоза и тем самым прокачивающий систему. Имейте ввиду, тормозную систему необходимо прокачивать в виде английской буквы Z. То есть, необходимо прокачивать в такой последовательности: 1)левое заднее; 2)правое заднее; 3)левое переднее; 4)правое переднее колесо.

Чтобы осуществить манипуляцию, потребуется пустая бутылка и прозрачная резиновая трубка, для этого идеально подходит система для внутривенных вливаний. Приобретите удобный для снятия штуцера ключ. С боковой части на конце рамы такого ключа имеется болт, затянув который вы застрахуете себя от повреждения резьбы штуцера. WD-40. И само собой новая тормозная жидкость.

Ничего сложного в данной манипуляции нет. Приготовьте трубку. Отрежьте трубку для внутривенных вливаний со стороны иглы в области желтого резинового переходника. Другой конец трубки оставьте нужной вам длины. Залейте жидкость в тормозной бак до максимума, и по мере прокачки тормозов подливайте жидкость. Залезьте под машину. Обеспечьте для себя свободный доступ к штуцеру. Снимите защитную резиновую накладку со штуцера. И брызните на штуцер WD-40 . Наденьте на штуцер трубку. Второй конец трубки вставьте в пустую бутылку. Откручивайте штуцер ключом до того момента, пока жидкость не потечет по трубке. Попросите напарника жать на педаль тормоза. По трубке под напором «побежит» жидкость, содержащая пузырьки воздуха. После того, как весь воздух выйдет и пойдет чистая тормозная жидкость, вы должны закрыть штуцер и хорошо его закрутить. Наденьте защитную резиновую накладку на штуцер. Проведите данную манипуляцию с остальными штуцерами.

При правильном выполнении всех условий воздух из тормозной системы исчезнет. Педаль тормоза приобретет сопротивление и потеряет прежнюю податливость. В ней появится жесткость. И при путешествии на машине вам не будет страшно за свою жизнь и жизнь ваших пассажиров, так как в нужный момент вы всегда сможете затормозить.

Тормозная жидкость используется в системе экстренной и штатной остановки автомобиля во время движения.

Для контроля уровня этой жидкости предназначен датчик уровня. От его исправности зависит надежность системы предупреждения об аварийной ситуации в системе торможения.

Уровень тормозной жидкости

Большинство датчиков уровней различных жидкостей построено по поплавковому типу.

Поплавок движется по направляющей или на штоке в соответствии с уровнем тормозной жидкости. Если уровень жидкости уменьшается, поплавок смещается вниз. При достижении критически минимального уровня тормозной жидкости контакты датчика размыкаются, и на приборную панель (систему управления кузовом, бортовой компьютер, блок управления двигателем, блок АБС) поступает сигнал о низком уровне тормозной жидкости.

Срабатывает система оповещения водителя о критически низком уровне тормозной жидкости. В некоторых авто предусмотрено блокирование работы двигателя.

Большинство датчиков уровня срабатывают «на размыкание» контактной группы. Это увеличивает надежность контрольной системы на случай повреждения электропроводки (обрыва).

В качестве контактной группы (системы контроля) используются:

  • традиционные электрические контакты, выполненные из латуни, бронзы или меди;
  • герконы;
  • оптоэлектронные средства контроля с электронной системой;
  • ультразвуковые объемные датчики.

Геркон представляет контактную группу, заключенную в герметичный корпус. Этим достигается повышенная надежность срабатывания контактов в условиях повышенной агрессивности паров тормозной жидкости. Геркон имеет на порядок больший срок эксплуатации по сравнению с традиционной контактной группой.

Уровень тормозной жидкости

Он срабатывает при помещении в его зону контроля постоянного магнита. Магнит крепится на поплавок. При уменьшении уровня тормозной жидкости магнитик входит (или наоборот уходит) в зону срабатывания геркона. Его контакты размыкаются, индикаторная система срабатывает.

Оптоэлектронные датчики уровня, использующие систему светодиод-фотодиод как средства контроля уровня тормозной жидкости, сейчас применяются крайне редко. Такие датчики показали недостаточную надежность в транспортных средствах.

Ультразвуковые объемные датчики контроля уровня жидкости находят применение в авиастроении, когда летающее транспортное средство может резко изменять положение относительно горизонта. Есть практика применения таких датчиков в гоночных автомобилях (при больших боковых ускорениях жидкость смещается в сторону, обратную от направления поворота).

Основные причины неисправности датчиков уровня тормозной жидкости

Наиболее вероятные причины отказа датчиков уровня:

  • нарушение контактов в результате процессов оксидации, электролиза, нарушения контактов в разъеме;
  • залипание штока поплавка;
  • нарушение герметичности поплавка;
  • механическое повреждение;
  • отказ электронной системы датчика (для электронных датчиков);
  • разгерметизация геркона.

Признаки неисправности датчиков

Основные признаки неисправности датчика:

  • срабатывает индикация тормозной жидкости при нормальном уровне «тормозухи»;
  • не срабатывает индикация при критическом уровне;
  • появляется сообщение об ошибке датчика.

В случае появления перечисленных признаков следует немедленно приступить к устранению неисправности.

Последовательность проверки датчика уровня тормозной жидкости

Для того чтобы проверить систему контроля уровня тормозной жидкости следует:

  • Заправить «тормозуху» до максимального уровня (показан на бачке).
  • Установить поплавок и разъемы датчика на штатное место.
  • Включить зажигание.
  • Снимать-устанавливать разъем датчика. При исправной проводке индикаторная лампа на приборной панели (сообщение бортового компьютера) должно появляться-исчезать.
  • Снять разъем. Замыкать-размыкать контакты разъема при помощи перемычки (можно в случае обычных контактных датчиков использовать канцелярскую скрепку). Сообщения о критическом уровне также будут появляться-исчезать.
  • Демонтировать поплавок с датчиком, установить разъем. Вручную поднимать-опускать шток с поплавком. Сообщения о критическом уровне должны появляться-исчезать.
  • Выключить зажигание. Снять разъем. Щупы мультиметра в режиме измерения сопротивления (или прозвонки) соединить с контактами разъема датчика. При вертикальном перемещении штока поплавка контакты должны замыкаться-размыкаться, что будет показывать мультиметр. В некоторых датчиках для увеличения информативности в цепь последовательно установлен резистор сопротивлением около 1 килоОм. В этом случае мультиметр следует установить на предел измерения сопротивления 2К.

Уровень тормозной жидкости

В электронных датчиках проверка при помощи мультиметра и простым отсоединением разъема неэффективна. Для контроля лучше использовать заведомо исправный датчик уровня, временно подключая его на место неисправного.

Помните, от исправности тормозной системы, в том числе и датчика уровня жидкости, зависит жизнь участников дорожного движения!

Тормозная жидкость одна из важнейших в системе автомобиля, от её качества зависит и безопасность автомобиля, и жизнь водителя и участников дорожного движения в случае аварийной ситуации. Она оказывает непосредственное влияние на работу тормозной системы и важно вовремя менять этот компонент. В связи с чем вопросом, какую тормозную жидкость заливать , задаются не только начинающие водители, но и более опытные пользователи. Об этом и поговорим.

  1. Роль тормозной жидкости
  2. Какую тормозную жидкость заливать : классификация
  3. Какой производитель лучше

Роль тормозной жидкости

Для начала хотим ещё раз уточнить важность тормозной жидкости в системе автомобиля. Она отвечает за своевременную и быструю остановку автомобиля и очень важно поддерживать её состояние на должном уровне и в случае необходимости совершать полную замену.

Некоторые производители прописывают рекомендации о том, с какими сортами можно смешивать их продукт. На деле этого делать не рекомендуется, в первую очередь потому, что не всегда удаётся точно вспомнить, что именно залито в тормозную систему. А рисковать в данном вопросе совсем не стоит. Уровень тормозной жидкости

Тормозная жидкость передаёт через гидравлический привод усилие, возникающее от нажатия водителем педали тормоза, к тормозным механизмам колес. Колодки и диски получают импульс, вследствие чего автомобиль останавливается. Навык и привычку проверять состояние и уровень тормозной жидкости (а также моторного масла, антифриза и стеклоочистителя) формируют у воителей ещё в автошколе.

Что касается неприятностей, которые могут приключиться, то тут несколько вариантов событий:

  • Температура кипения некачественной тормозной жидкости недопустимо мала. Если учесть тот факт, что даже хороший продукт со временем теряет свои свойства и показатель снижается до 150-170 градусов. В этой ситуации велик риск закипания, а, следовательно, появление воздушных пробок и отказ тормозной системы.
  • Следующий сценарий следующий. Некачественная жидкость имеет повышенную гигроскопичность. Она довольно быстро накапливает излишнюю влагу и значительно увеличивает низкотемпературную вязкость в зимнее время. Результат всё тот же, что и в предыдущем варианте. Уровень тормозной жидкости

Поэтому к решению вопроса, какую тормозную жидкость заливать , следует подходить очень ответственно. Причём важно не только выбрать качественный продукт, но и не смешивать его со старым, а произвести полную замену.

Какую тормозную жидкость заливать : классификация

Чем руководствоваться при выборе тормозной жидкости? В первую очередь рекомендациями производителя транспортного средства. В сопроводительных документах к автомобилю чётко прописаны все рекомендации, касающиеся использования любых технических жидкостей.

Мы предлагаем разобраться в классификации жидкостей, которая поможет в дальнейшем выбрать именно тот вариант, который рекомендован в инструкции к транспортному средству. Как правило, разделение происходит по двум показателям: вязкости и температуре кипения. При этом следует учитывать, что в процессе использования продукт изменяет свои свойства. Уровень тормозной жидкости

  • DOT-3 . Это наиболее распространённый класс тормозной жидкости. Основные преимущества: доступная цена, широко представлена на прилавках автомаркетов. Такой тип преимущественно используется в автомобилях, не развивающих большой скорости, а, следовательно, не требуют резкого и частого торможения. Тормозная жидкость класса DOT-3 очень быстро накапливает влагу и соответственно требует более частой замены.
  • DOT-4 . Эта категория продукта значительно медленнее впитывает влагу, чем предыдущая версия. Кроме этого, она имеет более высокую температуру закипания. Если ваше транспортное средство регулярно испытывает перегрев в системе торможения, то именно этот класс тормозной жидкости лучшим образом для неё подойдёт. Предпочесть её следует водителям с агрессивной манерой езды. Стоимость продукта немного выше предыдущей, найти её на прилавке магазина тоже довольно просто. Недостаток данного класса в том, что жидкость довольно агрессивна к системам автомобиля, изготовленным из резины. В случае протечки тормозная жидкость способна растворить краску и спровоцировать возникновение коррозии. Этот недостаток относится и к третьему классу.
  • DOT-5 . Это более современный класс тормозной жидкости, которая изготавливается из материалов на основе силикона. Они не разъедают детали автомобиля, различные уплотнители и резиновые прокладки. Такой продукт практически не впитывает влагу, но при этом очень чувствителен к присутствию. Воздушных пузырьков в магистралях тормозной системы. Данный тип тормозной жидкости не приемлет смешивания с другими, поэтому решив залить её, обязательно промыть всю систему.

Это основная общепринятая классификация автомобильной химии, предназначенной для обеспечения работы тормозной системы.

Какой производитель лучше

Какую тормозную жидкость заливать, вопрос многогранный. Помимо подходящего класса, важно учесть репутацию производителя и качество его продукта. К сожалению, не все товары, присутствующие на прилавках, соответствуют не только ожиданиям пользователя, но и заявленных характеристикам.

Мы от себя рекомендуем использовать следующие товары:

  • SINTEC SUPER DOT 4: укладывается в характеристики своего класса с большим запасом, нареканий и замечаний не имеет; Уровень тормозной жидкости
  • ЛУКОЙЛ DOT 4: аналогично предыдущему имеет отличную температуру кипения и вязкость, которая отлично вписывается в рамки заявленного класса; Уровень тормозной жидкости
  • Hi-Gear DOT4: выполняет все требования, выставленные для этого класса. Уровень тормозной жидкости

Класс DOT-4, конечно, лучше DOT-3. Но нередко возникает вопрос, что лучше DOT 4 или DOT 5.1? Ответ прост — лучше использовать то, что рекомендует производитель.

Если у вас ещё остались вопросы, какую тормозную жидкость заливать, можете смело задавать их в обсуждениях. Попробуем разобраться и ответить на них. Делитесь статьёй в социальных сетях и оставайтесь с нами.