Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Заряд кислотных аккумуляторных батарей сопряжен с выделением сероводородных соединений, эти испарения вредны для человека и для окружающей среды. Снизить выделения сероводородных соединений, а также восстановить электроды старых батарей можно, заряжая аккумулятор циклическим током.

Экспериментально установлено, чтоб восстановить аккумулятор с глубокой сульфатацией время разряда должно составлять 25% цикла восстановления при токе до 10% от тока заряда. Циклический заряд импульсным током снижает внутреннее сопротивление аккумулятора, уменьшает нагрев электролита и пластин электродов. Короткие по времени и мощные по амплитуде токи заряда позволяют расплавить кристаллы сульфата свинца и уменьшить расход электроэнергии при заряде [1].

Содержание / Contents

  • 1 Схема зарядного устройства с циклическим током
  • 2
  • 3 Использованные детали
  • 4 Варианты собранного зарядного устройства
  • 5 Схема 2. Специально для востановления и зарядки гальванических батарей, в.т.ч. Крона

↑ Схема зарядного устройства с циклическим током

Учитывая выше указанные особенности изготовлено устройство для заряда аккумуляторных батарей с напряжением от 2 до 14 В (Рис. 1). Формирователь импульсов DD1 и DD2 собран на микросхемах серии К561, позволяющий получить равные между собой интервалы заряд-разряд, а также паузы между ними по 25% от полного времени цикла. Частота задающего генератора на микросхеме DD1 регулируется в пределах 3 – 200 Гц резистором R1. Делитель частоты на 8 собран на DD2. Резисторы R5 и R6 позволяют регулировать ток заряда и разряда, соответственно. Переключатель SA1 подключает измерительный прибор РА1 к разным участкам схемы, этим позволяет контролировать ток заряда, разряда и напряжение на батареи.

↑ Использованные детали

Транзисторы VT1, VT4 – маломощные кремниевые, например КТ503Б, КТ503В, КТ315Б, VT2 – мощный кремниевый, например КТ818, КТ825, КТ837 с любыми буквенными индексами, VT3 – мощный полевой транзистор с n-каналом на напряжение сток-исток более 40 В, ток стока более 50 А, например IRF3205, IRFP260.
Диоды VD2 – VD5 рассчитанные на прямой ток не менее 5 А. Вместо микросхем серии К561 можно применить серии К176, К564. Силовой трансформатор габаритной мощностью не менее 40 Вт.
Измерительный прибор РА1 с током полного отклонения стрелки 200 мкА с нулем посредине. Светодиод VD1 – зеленого цвета, служит индикатором питания. Транзисторы VT2 и VT3 установлены на радиатор площадью не менее 50 см кв. через слюдяные прокладки.

↑ Варианты собранного зарядного устройства

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек
Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Плата разведена вручную, глядя на схему и имеющиеся детали, с помощью карандаша и линейки, потом резаком из полотна от ножовки по металлу и металлической линейки разрезаются промежутки между дорожками, готовая плата получается за 20 — 40 минут (в зависимости от сложности схемы), вот и все, можно запаивать детальки.

После завершения монтажа проверяем правильность соединений, подбираем сопротивления резисторов R12 – R14, калибруем измерительный прибор РА1 на соответствующих режимах измерения. Подсоединяем аккумуляторную батарею, выставляем последовательно ток заряда, ток разряда = 0,1*Iзар., контролируем напряжение батареи. Следует заметить, что зарядный и разрядный ток носит импульсный характер, пиковое значение которого больше от среднего (который показывает амперметр) примерно в 8 – 10 раз.

Указанным устройством регенерируются, кроме кислотных, никель-кадмиевые аккумуляторные батареи, и даже гальванические элементы АА, ААА, Крона и др.
ЗУ чудес не делает, «из старой бабы девку не сделать», но позволяет им (АКБ) какое то время еще прослужить на благо электроники.

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

↑ Схема 2. Специально для востановления и зарядки гальванических батарей, в.т.ч. Крона

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

18В 10 Вт), предохранитель, диодный мост (4хКД202А) и конденсатор 2200 мкФ 63 В выпрямителя — на схеме не показаны, но они есть. Зарисованная осциллограмма тока через нагрузку, на рисунке, дана для батареи типа «Крона», для других батарей она будет иной.

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Плата изготовлена с помощью резака из полотна ножовки по металлу и линейки, соответственно имеющихся в наличии деталей, монтаж со стороны дорожек, как всегда.

Вид изнутри (корпус слегка великоват, там можно разместить еще одно ЗУ):

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Использованная литература:
1. В. Коновалов, А. Вантеев. Восстановление кислотных аккумуляторов циклическим током. – Радиомир №7 2011 с. 10.

Мельничук Василий Васильевич (UR5YW), г. Черновцы, Украина,
Планета Земля, Солнечная система

Проблема повторного использования гальванических элементов питания давно волнует любителей электроники. В технической литературе неоднократно публиковались различные методы «оживления» элементов, но, как правило, они помогали только один раз, да и ожидаемой емкости не давали.

В результате экспериментов удалось определить оптимальные токовые режимы регенерации и разработать зарядные устройства, пригодные для большинства элементов. При этом они обретали первоначальную емкость, а иногда и несколько превосходящую ее.

Восстанавливать нужно элементы, а не батареи из них, поскольку даже один из последовательно соединенных элементов батареи, пришедший в негодность (разряженный ниже допустимого уровня) делает невозможным восстановление батареи.

Что касается процесса зарядки, то она должна проводиться асимметричным током с напряжением 2,4. 2,45 В. При меньшем напряжении регенерация весьма затягивается и элементы после 8. 10 часов не набирают и половинной емкости. При большем же напряжении нередки случаи вскипания элементов, и они приходят в негодность.

Перед началом зарядки элемента необходимо провести его диагностику, смысл которой состоит в определении способности элемента выдерживать определенную нагрузку. Для этого к элементу подключают вначале вольтметр и измеряют остаточное напряжение, которое не должно быть ниже 1 В. (Элемент с меньшим напряжением непригоден к регенерации.) Затем нагружают элемент на 1. 2 секунды резистором 10 Ом, и, если напряжение элемента упадет не более чем на 0,2 В, он пригоден к регенерации.

Электрическая схема зарядного устройства, приведенная на рис. 1 (предложил Б. И. Богомолов), рассчитана на зарядку одновременно шести элементов (G1. G6 типа 373, 316, 332, 343 и других аналогичных им).

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек
Рис. 1

Самой ответственной деталью схемы является трансформатор Т1, так как напряжение во вторичной обмотке у него должно быть строго в пределах 2,4. 2,45 В независимо от количества подключенных к нему в качестве нагрузки регенерируемых элементов.

Если готового трансформатора с таким выходным напряжением найти не удастся, то можно приспособить уже имеющийся трансформатор мощностью не менее 3 Вт, намотав на нем дополнительно вторичную обмотку на нужное напряжение проводом марки ПЭЛ или ПЭВ диаметром 0,8. 1,2 мм. Соединительные провода между трансформатором и зарядными цепями должны быть возможно большего сечения.

Продолжительность регенерации 4. 5, а иногда и 8 часов. Периодически тот или иной элемент надо вынимать из блока и проверять его по методике, приведенной выше для диагностики элементов, а можно следить с помощью вольтметра за напряжением на заряжаемых элементах и, как только оно достигнет 1,8. 1,9 В, регенерацию прекратить, иначе элемент может перезарядиться и выйти из строя. Аналогично поступают в случае нагрева какого-либо элемента.

Лучше всего восстанавливаются элементы, работающие в детских игрушках, если ставить их на регенерацию сразу же после разряда. Причем такие элементы, особенно с цинковыми стаканами, допускают многоразовую регенерацию. Несколько хуже ведут себя современные элементы в металлическом корпусе.

В любом случае, главное для регенерации не допускать глубокого разряда элемента и вовремя ставить его на подзарядку, так что не спешите выбрасывать отработанные гальванические элементы.

Вторая схема (рис. 2) использует тот же принцип подзарядки элементов пульсирующим ассимметричным электрическим током. Она предложена С. Глазовым и проще в изготовлении, так как позволяет использовать любой трансформатор с обмоткой, имеющей напряжение 6,3 В. Лампа накаливания HL1 (6,3 В; 0,22 А) выполняет не только сигнальные функции, но и ограничивает зарядный ток элемента, а также предохраняет трансформатор в случае коротких замыканий в цепи зарядки.

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек
Рис. 2

Стабилитрон VD1 типа КС119А ограничивает напряжение заряда элемента. Он может быть заменен набором из последовательно включенных диодов — двух кремниевых и одного германиевого — с допустимым током не менее 100 мА. Диоды VD2 и VD3 — любые кремниевые с тем же допустимым средним током, например КД102А, КД212А.

Емкость конденсатора С1 — от 3 до 5 мкФ на рабочее напряжение не менее 16В. Цепь из переключателя SA1 и контрольных гнезд Х1, Х2 для подключения вольтметра. Резистор R1 — 10 Ом и кнопка SB1 служат для диагностики элемента G1 и контроля его состояния до и после регенерации.

Нормальному состоянию соответствует напряжение не менее 1,4 В и его уменьшение при подключении нагрузки не более чем на 0,2 В.

О степени заряженности элемента можно также судить по яркости свечения лампы HL1. До подключения элемента она светится примерно в полнакала. При подключении разряженного элемента яркость свечения заметно увеличивается, а в конце цикла зарядки подключение и отключение элемента почти не вызывает изменения яркости.

При подзарядке элементов типа СЦ-30, СЦ-21 и других (для наручных часов) необходимо последовательно с элементом включать резистор на 300. 500 Ом. Элементы батареи типа 336 и других заряжаются поочередно. Для доступа к каждому из них нужно вскрыть картонное донышко батареи.

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек
Рис.3

Если требуется восстановить заряд только у элементов питания серии СЦ, схему для регенерации можно упростить, исключив трансформатор (рис. 3).

Работает схема аналогично вышеприведенным. Зарядный ток (1зар) элемента G1 протекает через элементы VD1, R1 в момент положительной полуволны сетевого напряжения. Величина Iзар зависит от величины R1. В момент отрицательной полуволны диод VD1 закрыт и разряд идет по цепи VD2, R2. Соотношение Iзар и Iразр выбрано 10:1. У каждого типа элемента серии СЦ своя емкость, но известно, что величина зарядного тока должна составлять примерно десятую часть от электрической емкости элемента питания. Например, для СЦ-21 — емкость 38 мА-ч (Iзар=3,8 мА, Iразр=0,38 мА), для СЦ-59 — емкость 30 мА-ч (Iзар=3 мА, Iразр=0,3 мА). На схеме указаны номиналы резисторов для регенерации элементов СЦ-59 и СЦ-21, а для других типов их легко определить, воспользовавшись соотношениями: R1=220/2·lзap, R2=0,1·R1.

Установленный в схеме стабилитрон VD3 в работе зарядного устройства участия не принимает, но выполняет функцию защитного устройства от поражения электрическим током — при отключенном элементе G1 на контактах Х2, ХЗ напряжение не сможет возрасти больше, чем уровень стабилизации. Стабилитрон КС175 подойдет с любой последней буквой в обозначении или же может быть заменен двумя стабилитронами типа Д814А, включенными последовательно навстречу друг другу («плюс» к «плюсу»). В качестве диодов VD1, VD2 подойдут любые с рабочим обратным напряжением не менее 400 В.

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек
Рис. 4

Время регенерации элементов составляет 6. 10 часов. Сразу после регенерации напряжение на элементе будет немного превышать паспортную величину, но через несколько часов установится номинальное — 1,5 В.

Восстанавливать таким образом элементы СЦ удается три-четыре раза, если их ставить вовремя на подзарядку, не допуская полного разряда (ниже 1В).

Аналогичный принцип работы имеет схема, показанная на рис. 4. Она в особых пояснениях не нуждается.

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Пальчиковыми называются аккумуляторы типа АА, минипальчиковыми – типа ААА. По химическому составу они бывают никель-металлгидридные (NiMH), никель-кадмиевые (NiCd), литий-ионные (Li-ion, у них самый популярный типоразмер – 18650). Лучшие элементы питания – вовсе не те, на которых указана заоблачная емкость. Реальные характеристики таких «рекордсменов» гораздо скромнее – они быстро теряют заряд и вскоре приходят в негодность.

Хорошие аккумуляторы имеют малый саморазряд, что отражается в маркировке обозначением LSD – Low Self Discharge. За год они разряжаются всего на 5–10%. Еще одно преимущество LSD-аккумуляторов – возможность быстрой подзарядки высокими токами, без нагрева и риска выхода из строя. Такие элементы питания адаптированы к мощным нагрузкам и способны выдавать большие токи разряда. В частности, они дольше служат в камерах и фотоаппаратах.

Пальчиковые аккумуляторы на основе никеля имеют эффект памяти – свойство терять емкость из-за неполного заряда. Проявляется он тем, что при неполной разрядке и последующей зарядке при помощи обычного зарядного устройства (не «умного») элементы питания быстро теряют емкость и выходят из строя. Для эффективного использования перед зарядкой их нужно полностью разряжать, что на практике не всегда возможно и удобно. Решить эту проблему позволяет восстановление пальчиковых аккумуляторов при помощи «умного» зарядного устройства.

Как восстановить пальчиковый аккумулятор в домашних условиях

Интеллектуальная зарядка позволяет восстановить пальчиковые элементы питания в домашних условиях или даже в дороге, подключив зарядное устройство к любому USB разъему. Суть такого восстановления заключается в тренировке элементов питания – зарядное устройство проводит циклы разряд-заряд, сравнивая емкость после каждого цикла. Такая тренировка осуществляется «умным» зарядным устройством до тех пор, пока увеличение емкости не прекратится.

Перечислим характерные особенности «умных» зарядных устройств:

  1. широкие отсеки слотов;
  2. автоматическое распознание типов аккумуляторов;
  3. пружинистые контакты, подстраивающиеся под длину элементов питания;
  4. особые алгоритмы зарядки, способные «оживить» вышедшие из строя аккумы при условии, что они не повреждены.

Но и при использовании интеллектуальных зарядок не исключены проблемы. Если зарядное устройство не оснащено стабилизатором напряжения, оно может «спалить» элементы питания. Многие зарядники не отражают оставшееся время до окончания процесса подзарядки. Чувствительные к напряжению никель-металлгидридные аккумуляторы не стоит заряжать высокими токами. Чтобы уберечь их от перегрева, используйте силу тока не более 0,5 А.

«Умные» зарядные устройства Xtar

Рассмотрим алгоритм восстановления пальчиковых элементов питания на примере использования зарядных станций Xtar. Это модели VC2, VC4 и VP4. Они оснащены многоуровневой защитой аккумуляторов и умным дисплеем, на котором отображается:

  1. уровень износа элементов питания;
  2. достигнутая емкость;
  3. напряжение;
  4. сила тока заряда на каждом канале;
  5. оставшееся время подзарядки;
  6. фактическая емкость каждого аккумулятора.

Если вставить элементы питания, перепутав полюса, зарядная станция не будет их воспринимать, а на экране появится информация о необходимости смены полюсов. Об окончании процесса подзарядки свидетельствует смена красного цвета светодиода на зеленый.

Функционал зарядных станций Xtar VC2, VC4

В таблице приведено сравнение интеллектуальных зарядников Xtar VC2 и VC4:

Критерий для сравнения

Подзарядка литиевых аккумуляторов разных размеров.

Подзарядка аккумуляторов разных типов (Li-ion, NiMH, NiCd), кроме редких литий-полимерных моделей.

Подзарядка от розеток и USB.

2 с выходом тока по 0,5 А

4 канала на 0,5 А

Автоматическое определение потребности аккумуляторов в подзарядке.

Автоматическое отключение блока питания по окончании процесса восстановления.

Подходит для одновременной подзарядки 4 аккумов на 0,5 А или 2 элементов по 1 А в крайних слотах (оставляя пустыми центральные каналы).

Зарядка и восстановление Li-ion аккумуляторов

У Li-ion элементов питания эффект памяти выражен гораздо меньше, чем у аккумуляторов на основе никеля. В идеале их также нужно заряжать полностью, но дожидаться полной разрядки перед последующей подзарядкой не нужно. Оптимальный уровень заряда для хранения литий-ионных ячеек – 50–70%. Новые элементы питания выходят с заводов с таким уровнем подзарядки, что защищает их от критического уменьшения емкости в процессе хранения и позволяет нормально использовать в дальнейшем.

Производители Li-ion аккумуляторов рекомендуют после покупки несколько раз разрядить их до 10% (но это не значит, что нужно садить в ноль!) и зарядить до 100%. Такая прокачка после покупки повышает точность отображения заряда аккумуляторов. В дальнейшем ее рекомендуется проводить раз в 3 месяца, чтобы повысить точность считывания уровня заряда.

Если постоянно заряжать аккумулятор из слабо разряженного состояния, уровень его заряда начинает отображаться некорректно. Но и полная разрядка вредна для источников питания – из-за нее снижается емкость и длительность работы аккума между подзарядками. Желательно ставить элементы питания на подзарядку при остаточном заряде 10–20%.

Но если выбирать между уровнями остаточного заряда 5% и 30%, то лучше заряжать аккумы заблаговременно, при 30% или даже 40% заряда, чтобы избежать глубокого разряда. Это поможет ощутимо продлить срок службы ячеек. Хранить литий-ионные аккумы рекомендуется в частично заряженном состоянии. Ячейки, заряженные до 40–50%, могут храниться при температуре порядка 15 °С на протяжении года без потери емкости.

Как спаять пальчиковые аккумуляторы

Для соединения ячеек в аккумуляторную батарею на производстве используют не пайку, а точечную сварку. При отсутствии такой возможности можно воспользоваться и паяльником мощностью до 25 Вт. Но воздействовать им нужно кратковременно, не более 3 секунд, чтобы не допустить перегрева ячеек.

Перед пайкой нужно тщательно зачистить клеммы и провода отточенным ножом или медицинским скальпелем и мелкой наждачной бумагой. Затем очищенную от налета поверхность нужно обработать флюсом и быстрыми касаниями пропаять область контакта. Припой должен быть легкоплавким, флюс подойдет на основе канифоли.

  • 20
  • 40
  • 60

В данной категории представлены зарядные устройства для никелевых и литиевых аккумуляторов любого типоразмера. В зависимости от модели вы можете заряжать от одного и более элементов питания. Все устройства имеют небольшой вес и компактный размер, их можно брать с собой повсюду. Профессионалов может заинтересовать многофункциональное микропроцессорное ЗУ со встроенные тестером, которое может заряжать элементы питания разных типов, начиная от стандартных аккумуляторов и заканчивая батареями для мобильных устройств и фотоаппаратов.

Посмотреть и купить товар вы можете в наших магазинах в городах: Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Гомель, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Калуга, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Курск, Липецк, Минск, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Орёл, Пермь, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Смоленск, Ставрополь, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Уфа, Челябинск, Ярославль. Доставка заказа почтой, через систему доставки Pickpoint или через салоны «Связной / Евросеть» в следующие города: Тольятти, Барнаул, Ульяновск, Иркутск, Хабаровск, Ярославль, Владивосток, Махачкала, Томск, Оренбург, Кемерово, Новокузнецк, Астрахань, Пенза, Липецк, Киров, Чебоксары, Калининград, Курск, Улан-Удэ, Ставрополь, Сочи, Иваново, Брянск, Белгород, Сургут, Владимир, Нижний Тагил, Архангельск, Чита, Смоленск, Курган, Орёл, Владикавказ, Грозный, Мурманск, Тамбов, Петрозаводск, Кострома, Нижневартовск, Новороссийск, Йошкар-Ола и др.

Товары из группы «Зарядные устройства для никелевых и литиевых аккумуляторов» вы можете купить оптом и в розницу.

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

  • Удобно: для каждой пары аккумуляторов свой светодиодный индикатор заряда

Количество каналов заряда: 4 шт

Аккумуляторы в комплекте: нет

Тип заряжаемых аккумуляторов: Ni-Cd; Ni-Mh

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Количество каналов заряда: 2 шт

Аккумуляторы в комплекте: есть

Тип заряжаемых аккумуляторов: Ni-Mh

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Количество каналов заряда: 4 шт

Индикатор: ЖК дисплей

Аккумуляторы в комплекте: нет

Тип заряжаемых аккумуляторов: Ni-Cd; NI-Mh; Li-Ion

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Количество каналов заряда: 4 шт

Аккумуляторы в комплекте: нет

Тип заряжаемых аккумуляторов: Ni-Cd; Ni-Mh

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Количество каналов заряда: 2 шт

Аккумуляторы в комплекте: нет

Тип заряжаемых аккумуляторов: Ni-Cd; Ni-Mh

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Количество каналов заряда: 4 шт

Аккумуляторы в комплекте: нет

Тип заряжаемых аккумуляторов: Ni-Mh

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Количество каналов заряда: 2 шт

Аккумуляторы в комплекте: есть

Тип заряжаемых аккумуляторов: Ni-Mh

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Количество каналов заряда: 2 шт

Аккумуляторы в комплекте: нет

Тип заряжаемых аккумуляторов: Ni-Cd; Ni-Mh

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Количество каналов заряда: 2 шт

Аккумуляторы в комплекте: есть

Тип заряжаемых аккумуляторов: Ni-Mh

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Количество каналов заряда: 4 шт

Аккумуляторы в комплекте: нет

Тип заряжаемых аккумуляторов: Ni-Cd; Ni-Mh

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Количество каналов заряда: 4 шт

Аккумуляторы в комплекте: нет

Тип заряжаемых аккумуляторов: Ni-Cd; Ni-Mh

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Количество каналов заряда: 4 шт

Тип заряжаемых аккумуляторов: Ni-Mh

Чтобы зарядить пальчиковые аккумуляторы, используются специально предназначенные для этого зарядные устройства. Для большего удобства они могут иметь от 2 до 4 каналов для одновременной зарядки нескольких аккумуляторов, что позволяет существенно сэкономить время. Для того чтобы после окончания процесса зарядки аккумуляторы не перегрелись, зарядное устройство имеет световой или звуковой индикатор, свидетельствующий об окончании процесса.

Обзор о Зарядном устройстве OptiMate 5 4А Start Stop, модель TM220 посвящен тем кто ещё выбирает для себя такое устройство, хочет продлить срок эксплуатации аккумулятора на своём авто и колеблется между типом зарядного устройства и его ценой. Поговорка «Скупой платит дважды» это как раз тот случай, когда покупать дешёвый аналог устройства для зарядки авто аккумуляторов станет себе дороже. Важно не просто зарядить аккумулятор, а зарядить его до определённой ёмкости и напряжения. А ещё важнее знать, что аккумулятор в хорошем состоянии и держит заряд. Правильный цикл зарядки продлит срок эксплуатации аккумулятора и не приведёт к преждевременным расходам по его покупки. Ведь стоимость акб с высокими пусковыми характеристиками достигает от шести до десяти тысяч рублей. Раньше имея у себя отечественное зарядное устройство, я никогда не понимал когда в процессе зарядки акб зарядилось. У современных не обслуживаемых акб пробки банок не выкручиваются и нельзя померить плотность электролита. Поэтому устанавливая ток зарядки, как написано 10% от ёмкости акб, электролит может выкипеть. Устанавливая ток меньше, акб не зарядишь. И так зачем мне понадобилось Зарядное устройство OptiMate 5. Поскольку езжу я редко и на короткие расстояния, аккумулятор моего авто не успевает полностью зарядиться. И постепенно может сильно разрядиться. И каждый раз, садясь в авто, особенно зимой, не знаешь, заведётся автомобиль или нет. Сегодня рынок таких товаров переполнен любыми зарядными устройствами от отечественных, китайских до профессиональных европейских. Изменился сам подход к процессу зарядки аккумулятора. Если раньше выставил на ЗУ ток 10% от ёмкости акб и ждёшь, когда закипит электролит. Закипел, выключаешь ЗУ, акб заряжен. Сегодня этот процесс разделён минимум на шесть этапов (тестирование, восстановление, зарядка, тест на удержание заряда, поддержание напряжение акб). Большинство устройства, работающих в автоматическом режиме, не соответствуют современным требованиям и, как правило, заряжают акб только на 90%. Поэтому рассмотрев множество вариантов, я остановил свой выбор на зарядном устройстве под маркой OptiMate. Этому способствовало сравнение основных характеристик у аналогичных устройств под брендом Бош, Стек, Хундай, Баттерби Сервис и Беркут. Все они работают полностью в автоматическом режиме. У OptiMate много подобных устройств. Отличие их состоит в том, каким током заряжается аккумулятор и, конечно в цене. Я остановил свой выбор на модели зарядного устройства OptiMate 5 4А Start/Stop (1x4A, 12V), TM220.

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Оно имеет среднюю цену и самые высокие показатели зарядки акб среди равных устройств. Это супер профессиональная полностью автоматическая зарядка. Сама тестирует, сама восстанавливает запущенные пластины и глубоко разряженные батареи, сама выбирает режимы зарядки и проверяет акб на удержание заряда, сама делает вывод о состоянии акб. В общем, ничего нажимать и выбирать не надо. Особенность данного устройства, что оно имеет аксессуар, с помощью которого можно заряжать батареи, установленные в труднодоступных местах.

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Устройство поставляется в яркой красочной упаковке. На лицевой стороне упаковки вся основная информация об устройстве: его название, комплектация и типы батарей, автотранспортные средства: мотоциклы, водные катера и автомобили, на которых его можно использовать. На лицевой стороне коробки имеется окно, через которое видно само устройство.

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Корпус устройства синего цвета, пластмасса приятная на ощупь. На самом устройстве вся информация о шести ступенчатом режиме зарядки акб в виде надписей и светодиодов разного цвета и индикации.

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

На торцевой части изображены картинки аксессуаров;

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

инструкция на русском языке.

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Инструкция написана суховато. Чтобы полностью разобраться я прочитал инструкции на OptiMate 5 и OptiMate 6.
Корпус устройства, провода и зажимы для клемм акб выполнены из качественных материалов. В процессе длительной зарядки не нагреваются и ни чем не пахнут.
Устройство OptiMate 5 START STOP — используется для любых 12 вольтовых автомобильных аккумуляторных батарей, в том числе AGM, EFB.
Устройство выпущено на рынок продаж в 2017 году. Оно пришло на смену OptiMate 5. Главное его отличие от своего предшественника состоит в том, что максимальный ток зарядки у него составляет 4 ампера, у OptiMate 5 он составляет 2,8 ампера. Второе отличие в порядке тестирования на удержание заряда. У OptiMate 5 тест идёт 30 минут, у OptiMate 5 4A Start Stop до 12 часов. Устройство невозможно вывести из строя даже при нарушении полярности при подключении к клеммам акб. Непрерывное время работы для безопасной зарядки составляет 72 часа. После этого време устройство отключится автоматически. При тестировании аккумуляторов на утечку заряда возможны два результата: хороший акб или его надо заменить.
Технические характеристики у модели следующие:
Рекомендуется для 12 вольтовых батарей ёмкостью от 15 до 195 ампер/часов;
Управление полностью автоматическое, имеет 6 ступеней заряда;

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Максимальный ток на протяжении всей зарядки 4 ампера;
Автоматическое восстановление: если батарея имеет заряд 2 вольта импульсами тока 16 вольт и 22 вольт;
Компактные размеры устройства 190 х 75 х 56 мм;
Длина кабеля питания составляет 2 метра;
Длина кабелей зарядки составляет 2 метра;
Вес: 600 грамм;
Корпус выполнен из пластика и имеет степень защиты IP54. Это значит, что корпус влаго и пыле защищённый;
Режим использования от -20 С до +40 С;
Разработчик устройства OptiMate 5 START STOP, модель ТМ220 — бельгийская компания. Изготавливается в Китае. Разработчик и производитель дает три года гарантии. В случае невозможности устранить неисправность устройство заменяется на новое. Для того, чтобы быть уверенным в приобретении оригинального устройство надо приобретать его у официального дистрибьютора (Компания Баттерби Сервис, ООО БС), или у официальных дилеров. ОнлайнТрейд как раз одно из них. Также подтверждением оригинальности является наличие наклейки на русском языке на обратной стороне коробки, в которой указано, что уполномоченным представителем OptiMate на территории РФ является компании ООО БС. У меня такая наклейка имеется.

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Аккумулятор хороший и годен для эксплуатации в зимних условиях при низких температурах. А значит, нет причин для беспокойства. АКБ не подведёт. Рекомендую устройство для покупки и использования.

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Средний срок службы аккумуляторной батареи в среднем 5-7 лет, у дешевых моделей – 3-4 года, продлить жизнь АКБ может помочь автомобильное зарядное устройство с десульфатацией. Это прибор, который для снятия сульфатных отложений, с забитой батареи, использует циклично повторяющиеся импульсные токи различной амплитуды и полярности.

Зачем нужны зарядники с десульфатацией

Когда заряженный АКБ перестает запускать двигатель, большинство водителей просто меняют его на новый. Среди множества причин скоропостижной смерти аккумулятора, одной из наиболее частых, является сульфатация активной массы его пластин. Это преобразование электролита на пластинах в кристаллы сульфата, постепенно забивающих рабочую поверхность. В итоге емкость аккумулятора снижается до 80%. И соответственно, обратный процесс очищения пластин АКБ называется десульфатацией и может осуществляться разными методами.

В интернете немало способов, как восстановить ёмкость аккумулятора собственными руками: от разбора батареи и механической ее очистки до заливки особых растворов для растворения сульфата. Все эти доморощенные методы не только затратные и сложные, они способны окончательно добить АКБ. Самое надежное средство для очищения пластин – специальные зарядные устройства, работающие в режимах «заряд — разряд».

Процесс десульфатации зарядником

Процедура несложная, понятная большинству водителей, которые хотя бы приблизительно представляют принципы работы аккумулятора. Проводится по принципу «включил и забыл». Автомобильное зарядное устройство с режимом десульфатации подсоединяется к АКБ, настраивается нужное напряжение и сила тока, запускается режим «Десульфатация» и все – дальше весь процесс идет автоматически. Восстановление емкости может длиться несколько дней – в зависимости от емкости АКБ, степени сульфатации, разряженности.

Технически работа данного устройства построена на принципе многократной зарядки. Сначала батарея заряжается током определенного номинала, а после разряжается при соотношении зарядного и разрядного тока 10:1. Эти этапы повторяются, пока батарея не зарядится. Засульфатированные пластины очищаются, емкость восстанавливается. Подобный процесс можно проводить на исправных аккумуляторных батареях в профилактических целях.

Плюсы

Автомобильное зарядное устройство с функцией десульфатации – полезный прибор для автолюбителя, позволяющий сэкономить средства на покупке нового аккумулятора. Десульфатация, конечно, не способна сделать работу АКБ вечной, но в силах очистить батарею на 95%, замедлить процесс сульфатации и подарить дополнительное время работы на полной мощности на 1-2 года.

  • использование зарядника с десульфатацией – это самый надежный и безопасный метод восстановления аккумулятора;
  • увеличение емкости аккумулятора и повышение срока его службы;
  • высокий КПД данных приборов – от 70%;
  • процесс десульфатации не требует контроля со стороны автолюбителя – все происходит в автоматическом режиме;
  • имеющаяся система индикации после регенерации АКБ покажет, насколько удалось восстановить ее емкость;
  • двойная выгода – позволяет не только производить пуск и автомобильную зарядку, но и реанимацию батареи;
  • возможность подзарядки и других аккумуляторных батарей, не только автомобильных.

Минусы

Зарядное устройство для автомобильных АКБ с десульфатацией имеет и свои недостатки:

  • более высокая стоимость по сравнению с обычными зарядниками, однако, если учесть повышение срока дееспособности аккумулятора, то прибор вполне окупаемый;
  • длительный по срокам процесс восстановления емкости АКБ, достигающий иногда трех дней;
  • невозможность реанимирования данным зарядником те АКБ, которые долго стояли без зарядки, если, допустим, машина не двигалась больше 6 месяцев;
  • таким зарядником нельзя постоянно заряжать АКБ, так как зарядка сильным ассиметричным током не только разрушает и «стряхивает» сульфат, но и активную массу;
  • невозможно восстановить кальциевый аккумулятор;
  • трудно сделать «реанимацию» гелиевых АКБ.

Сегодня на рынке представлены как бытовые зарядники с десульфатацией для водителей, так и профессиональные пуско-зарядные станции для автосервисов. Кроме того, зарядные устройства с таким режимом выпускаются и для других видов транспорта: грузового, авиационного, речного, железнодорожного и т. п.

Как выбрать зарядник с десульфатацией

  1. При выборе такого зарядника необходимо знать параметры своей АКБ: емкость, зарядный ток и напряжение зарядки, чтобы подобрать правильное устройство.
  2. Если вы планируете восстанавливать только 1 батарею, а не несколько сразу, то подойдет одноканальный зарядник.
  3. В продаже есть зарядные устройства с рядом дополнительных параметров, которые облегчат процесс десульфатации: регулировка вручную зарядки тока, защита, функция блокировки, разные режимы десульфатации (щадящий, интенсивный, циклический).

Среди лучших зарядных устройств с десульфатацией для автомобильного аккумулятора можно назвать следующие модели:

  • Кедр-авто-10 (Россия) – простой в эксплуатации, с демократичной стоимостью, для 12-вольтовых аккумуляторов на основе кислотного электролита и свинцовых пластин;
  • Auto Welle AW05-1208 (Германия) – более дорогостоящее высокоинтеллектуальное устройство с множеством разнообразных функций;
  • Battery Service Universal PL-C004P (Китай) – дешевый и хорошо зарекомендовавший себя прибор;
  • Hyundai HY 400 (Южная Корея) – современное зарядно-пусковое устройство с LED-дисплеем, работает с аккумуляторами 6В и 12 В;
  • Optimate 7 TM250 (Китай) – универсальное импульсное зарядное устройство для свинцово-кислотных аккумуляторов 12В от компании TecMate;
  • Deca STAR SM 150 (Италия) – портативная инверторная модель с современным дизайном, по цене дороже выше перечисленных;
  • «Автоэлектрика» Т-1012АР (автомат-реверс) – из-за высокой цены больше используется на автосервисных организациях, чем в личных целях.

Если планируете купить автомобильные зарядные устройства с десульфатацией, лучше обратиться в специализированные магазины, торгующие автомобильными аккумуляторными батареями и пуско-зарядными приборами. Не для всех автолюбителей выбор правильного зарядника с десульфатором для конкретного типа аккумуляторов будет по силам, в этом случае помогут грамотные консультации менеджеров магазина.

О том, как зарядить батарейку, чтобы она снова работала, думают многие пользователи бытовой техники и электронных гаджетов. Зарядке подлежат не все элементы питания, поэтому нужно смотреть на их маркировку.

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Какие батарейки можно заряжать в зарядном устройстве

Отработав положенное время, батарейка перестает подавать электрический ток. Это происходит из-за того, что протекающие в ней химические процессы необратимы.

Но выбрасывать батарейку не нужно, она еще может послужить, если ее поставить в другое устройство, для работы которого не требуется полный заряд, например в телевизионный пульт.

Но есть гальванические элементы, которые перезаряжают много раз. Это аккумуляторные батареи, производители маркируют их как rechargeable battery. Если сравнивать такие элементы с обычными батарейками, их рабочее напряжение ниже. Чем больше циклов перезарядки они выдержат, тем выше их стоимость.

Чтобы их подзарядить, понадобится зарядное устройство. Его покупают отдельно, оно оборудовано индикатором, который показывает уровень зарядки аккумулятора. Для того чтобы полностью зарядить аккумуляторную батарею, потребуется от 8 до 12 часов.

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Подзарядка в домашних условиях

Чтобы аккумулятор работал долго, при покупке нужно обращать внимание на его емкость. Чем она больше, тем дольше будет функционировать элемент. Для обозначения этого показателя производители используют буквы mAh.

Аккумуляторная батарея (АКБ) стоит дороже обычных из-за возможности многократной зарядки. Простые батарейки не подзаряжают, но народные умельцы придумали несколько путей решения проблемы.

Если нужно зарядить элементы питания, делают следующее.

Для экстренной подзарядки берут зарядное устройство, рассчитанное на 4 аккумулятора. Алкалиновые элементы, которые нужно подзарядить, вставляют слева направо. Их помещают в первые три отсека. Аккумулятор ставят в четвертое гнездо, находящееся справа. Длительность зарядки составляет 5-10 минут. После этого батарейки вынимают. Они снова будут работать, но это не продлится долго. Этот способ считается относительно безопасным, но его нельзя назвать эффективным.

Химические реакции внутри батареек не повернуть вспять. Можно лишь слегка воздействовать на электролит, извлечь из него несколько процентов мощности.

Для этого нужно помять батарейку. Ее берут плоскогубцами либо стучат ею о твердый предмет. Но нужно делать это аккуратно, чтобы корпус не был поврежден. При сильном сжатии или ударе электролит вытечет, тогда батарейка не будет функционировать.

Нагревать батареи запрещено, это приводит к взрыву. Если есть желание продлить срок эксплуатации элементов, не нужно использовать их на морозе. При отрицательной температуре заряд теряется быстро.

Гальванические элементы разряжаются, если ими не пользоваться длительное время, поэтому о сроке хранения стоит узнавать при покупке. Элементы питания будут служить меньше, если в бытовой прибор одновременно вставить старые и новые батареи или совмещать разные типы устройств.

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Использование специальных приборов

Зарядить алкалиновые батарейки можно, используя специальные устройства. Среди покупателей пользуется спросом Battery Wizard. Потребители, купившие его, отмечают, что траты на покупку новых гальванических элементов снизились.

Прибор может быть разной формы, например округлой, прямоугольной или квадратной. Чтобы подзарядить элемент питания, его помещают внутрь. После этого Battery Wizard подключают к бытовой сети.

Нужно следить за заряжающимся батарейками. Когда они станут чуть теплыми, их вытаскивают. Нельзя допускать их перегрева.

Опасность зарядки элементов питания

В состав батарей входит едкая щелочь. При зарядке, когда сквозь нее проходит электрический ток, элемент питания может взорваться. Это нужно учитывать, выполняя подзарядку в комнате, гараже или другом замкнутом пространстве.

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Еще одной неприятностью, которая может возникнуть в процессе подзарядки, является течь электролита. Если небольшое количество вещества попадет на прибор, он будет поврежден.

При покупке гальванических элементов нужно учитывать, что подзарядить можно только щелочные (алкалиновые). Продлить срок службы солевых невозможно. Их подзарядка считается опасной. Они могут взорваться, в результате чего электролит попадет в глаза.

Можно ли продлить срок службы

Проверить заряд батареи можно мультиметром. Если батарея аккумуляторная, для зарядки нужно использовать специальные устройства. Они самостоятельно рассчитают, сколько времени требуется на восстановление заряда. Обычно не менее 8-14 часов.

Пальчиковые батарейки легко подзарядить следующим образом:

  1. Взять 2 провода и гальванический элемент с полным зарядом.
  2. Соединить плюс с плюсом, а минус с минусом. Через некоторое время старая батарейка подпитается от новой.

Эффективным способом является использование блока питания с мобильного телефона, плеера или другого оборудования, которое применяется для запитки напряжение от 1,5 до 3 В. Батарею подключают к существующим выводам либо разъем обрезают, получая плюс и минус.

При подключении блока питания к сети нужно соблюдать полярность. Если же минус подключить к плюсу, то элемент питания еще больше разрядится.

Заряжать батарею нужно до тех пор, пока она не нагреется до 50°С. После этого ее отключают и ждут остывания. Затем снова подключают, но держат на подзарядке не больше 2 минут. Снова отключают, а потом убирают в морозилку на 10 минут. Батарейку достают из холодильника и ждут, когда она нагреется в комнате естественным образом. После этого ее можно устанавливать в приборы.

Альтернативным способом зарядки алкалиновых батарей можно назвать их помещение в горячую воду. Держать много времени не нужно, достаточно 20 секунд.

Есть еще один прием. В емкость наливают подсоленную воду, помещают батарею. Кастрюлю ставят на плиту, раствор кипятят несколько минут. После этого заряжаемые элементы питания достают, оборачивают изолентой, а потом устанавливают в бытовые приборы.

Зарядить батарею можно, введя в нее химически активные вещества. Для этого в крышке делают несколько отверстий, располагая их вдоль графитового стержня. Глубина прокола не должна превышать ¾ глубины батареи. Проще всего работать шилом, на нем можно заранее отмерить необходимую длину прокола.

Когда отверстия будут готовы, в них заливают активную жидкость. Это может быть уксус. Если его нет, используют соляную кислоту в концентрации 8-10%. После заливки ждут 2-3 минуты, за это время реагенты впитаются в порошок. Процедуру повторяют 2-3 раза.

Используя реагенты, можно восстановить уровень зарядки до 80% от заводского. Чтобы закрепить результат, просверленные отверстия заделывают пластилином или герметиком.

Все перечисленные способы отличаются трудоемкостью, но с их помощью можно заряжать даже плоские таблетки и мизинчиковые элементы питания. Находясь в городе, проще купить новую батарейку, но в походе данные наработки можно использовать, когда возникнет экстренная ситуация.

10 полезных приборов и инструментов для тестирования аккумуляторов на Aliexpress. В топике представлены интересные и полезные инструменты для полного тестирования литиевых аккумуляторов и не только. Они позволяют измерять емкость на разряд токами до 30А, замерять внутреннее сопротивление и прочее. Отличаются вполне демократичными ценами.

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Измеритель внутреннего сопротивления YR1035+

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Замечательный недорогой прибор для измерения внутреннего сопротивления аккумуляторов. Если вы занимаетесь сборками батарей, то он должен быть у вас в арсенале, ибо с помощью него можно отобрать банки с одинаковыми параметрами. Также он дает представление о «старении» банок и их подлинности.

По второй ссылке предыдущая модель еще дешевле.

Измеритель внутреннего сопротивления RC3563

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Еще один полезный прибор для измерения внутреннего сопротивления аккумуляторов. Диапазон рабочего напряжения до 100V. Является аналогом LQ1060 для международного рынка. Используется четырехпроводное подключение для компенсации сопротивления щупов. Также можно измерять сопротивление электролитических конденсаторов и отсортировывать старые или подделки.

Зарядное устройство Liitokala Lii-500

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Одно из лучших универсальных зарядных устройств для дома. Имеет четыре независимых слота, различные режимы, поддерживает практически все типы аккумуляторов. Из наиболее интересных режимов присутствуют тест емкости и замер внутреннего сопротивления. Последний не так точен, но общее представление дать может.

По второй ссылке новая версия Lii-500S

Электронная нагрузка-измеритель ZKE EBC-A20H

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Оригинальная нагрузка-анализатор от известной компании. Помимо разряда с построением графиков, умеет корректно заряжать аккумуляторы и измерять внутреннее сопротивление. Ток разряда до 20А, а это значит, что можно делать тесты любых высокотоковых аккумуляторов 18650.

По второй ссылке альтернатива

Электронная нагрузка-измеритель Atorch DL24/P

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

По сравнению с предыдущим вариантом – очень бюджетный измеритель емкости. Может работать и как обычная нагрузка, но бонусом подсчет энергии. Заявленная мощность 180W и максимальный ток разряда 20А, но параметры немного завышены. Есть функция передачи показаний и графиков на смартфон. Очень интересная «игрушка».

По второй ссылке альтернатива, чуть больше заточенная под замер емкости

Зарядно-балансировочное устройство iCharger X8

Зарядное устройство для восстановления емкости батареек

Мощное и функциональное зарядно-балансировочное устройство от одного из лидеров рынка. Сам пользуюсь зарядным от этой же фирмы, только возможности у моего поскромнее. Сабж умеет корректно работать со всеми типами аккумуляторов, суммарная мощность 1100W, а максимальный ток разряда 30А. Отлично подойдет для тестов высокотоковых банок 21700.

Ссылка на основную публикацию